Михаил Гребенщиков: «Так и не привык спокойно находиться рядом с Аллой Борисовной!»

К 20-летию одного из самых культовых проектов на российском ТВ, музыкант и шоумен рассказал корреспондентам «Ё!», благодаря какой случайности попал на «Фабрику звёзд», как в его жизни появилась Алла Пугачёва, почему он вернулся на сцену после перерыва и по какой причине отказывается приезжать с концертами в Воронеж

05.10.2022 22:32
МОЁ! Online
22

Читать все комментарии

Войдите, чтобы добавить в закладки

7830
  
Михаил Гребенщиков: «Мои армейские штаны прославились на ТВ раньше, чем я сам!»

13 октября 2002 года стало знаковой датой в истории отечественного шоу-бизнеса. В этот день на Первом канале стартовало шоу «Фабрика звёзд» — музыкальное реалити, побившее все мыслимые рейтинги смотрибельности и народной любви. Один из секретов популярности телешоу был в том, что на проект действительно попадали не только чьи-то протеже, но и простые ребята из провинции. И многие из них выстрелили уже на большой сцене. Один из таких примеров — наш земляк Михаил Гребенщиков.

В 2002-м Мише исполнилось 26. К тому времени он уже был известным человеком в воронежской музыкальной тусовке — арт-директор популярного ночного клуба, диджей и радиоведущий, участник хулиганской группы «DJ MMM» (молодёжь 90-х наверняка помнит их нетленку вроде Beach Party или Crazy Love). До этого была срочная служба в погранвойсках, учёба в монтажном техникуме и на факультете журналистики — впрочем, его студент Гребенщиков так и не закончил. Михаил не скрывает: он очень хотел стать звездой. А затем, смеясь, добавляет: его армейские штаны прославились на ТВ гораздо раньше, чем он сам! А ещё в те годы молодой музыкант вряд ли мог себе представить, что через несколько лет станет одним из ведущих детских композиторов в России, а ещё через какое-то время начнёт экспериментировать в жанре шансона! О необычных коллизиях в своей судьбе наш земляк рассказал в интервью корреспонденту «Ё!».

— Михаил, что за история про ваши штаны на ТВ?

— Это произошло ещё в 90-х, когда к нам на гастроли приехала группа «Иванушки International». После дембеля у меня осталось несколько армейских штанов — я их раздарил товарищам. И вот в 1996 году звонит Сергеев (Михаил Сергеев — диджей, радиоведущий и участник группы «DJ MMM». — «Ё!») и говорит: «Привози срочно свои штаны на радио! Кириллу из «Иванушек» они нужны для выступления, а те, которые ты мне дарил, я потерял». Ну я привёз, Кирилл был в восторге. Протягивает мне 50 долларов. Сергеев такой: «Нет, нет, это подарок!» А я думаю: «Вот ты скотина, мне бы 50 баксов не помешали!» А через несколько месяцев на «Песне года» «Иванушки» выходят на сцену с хитом «Тучи» — и Кирилл в моих штанах!

— Похоже, это был знак! Ведь вы попали на «Фабрику» к их же продюсеру Игорю Матвиенко!

— Да, и привела меня туда случайность. Однажды я пришёл домой, включил компьютерную игру, а она зависла. И пока я перегружал комп, включил телек . А там Газманов рекламирует новый музыкальный проект и предлагает прислать кассету с выступлениями. У меня как раз такая была. На следующий день отправил бандероль. Когда мне мама сказала, что позвонили от Матвиенко — решил, что друзья разводят. Но оказалось, правда! Я приезжал на кастинг три раза — кстати, в том числе, рассказал Матвиенко и историю про штаны Кирилла. И на третий раз билет обратно брать не пришлось.

— После «Фабрики звёзд» ваши «батоны-булки» и «обниманцы» распевала вся страна. А потом вы пропали со сцены. Это было для вас болезненно?

— Сцена так или иначе оставалась в моей жизни — я «диджействовал», даже работал с Минкультом и представлял нашу страну на международных мероприятиях. Давал концерты, вёл корпоративы и праздники. Но я ещё на волне популярности подготовил «запасной аэродром». Я купил и оборудовал студию звукозаписи, все заработанные деньги вкладывал туда. Кроме того, я же сам пишу музыку, слова. И пока многие мои коллеги маялись без дела и мечтали о хите, который им поднесут на блюдечке, я писал песни — и себе, и другим артистам, а ещё саундтреки для кино и театра. Начал сотрудничать с лагерями «Артек» и «Орлёнок» — я и сейчас работаю музыкальным продюсером «Орлёнка», пишу им песни. Стараюсь, чтобы они были драйвовые, современные, а не «нафталиновые». Почему-то некоторые считают, что детские композиции надо писать, как в 70-х… Кстати, один свой диск с песнями для «Орлёнка» подарил Алле Борисовне. И потом смотрел видео Максима Галкина (признан в России иноагентом), как их дети, малыши ещё, распевают «Орлёнок, Орлёнок!». Алла Борисовна признавалась: «Они нас достали уже с твоим «Орлёнком!»

— Вы работали в детской творческой школе Пугачёвой «Рецитал». Как получилось, что она вас пригласила туда?

— Сарафанное радио. Это было начало «десятых» годов — тогда я уже плотно сотрудничал с детскими лагерями, снимал клипы для юных певцов. И Алла Борисовна пригласила меня на собеседование. Ещё, как я потом узнал, для неё было принципиально, чтобы школой руководил натурал… В общем, судя по всему, я подошёл по всем характеристикам. И пять лет подряд вставал в четыре утра, а возвращался ближе к полуночи — писал песни, организовывал концерты, снимал клипы, в общем, делал всё. Не все композиции нравились моему боссу. Иногда Алла Борисовна меня подкалывала: «Что-то, Мишань, тебя не туда понесло!». Но когда хвалила — я был счастлив. Перед работой постоянно пил успокоительные! Потому что так и не привык спокойно находиться рядом с ней. Это такая неземная энергетика, харизма… Она могла вспылить, накричать, но самодурства или злости никогда не было! Неприятные моменты были, в основном, связаны с мамами-папами детей.

— Почему?

— Потому что родители попадались разные. Обучение стоило 40 тысяч в месяц — для школы Пугачёвой, я считаю, это недорого. Талантливые ребята из небогатых семей платили ещё меньше, а иногда и вообще занимались бесплатно. Но были и дети, кого мамы привозили на «майбахе». Один такой мальчик целый год не мог выучить песню. Я отдал её другому ученику. Мама приехала разбираться, вызвали меня… Алла Борисовна её послушала, и говорит: «А вы знаете историю про песню «Паромщик»? Николаев написал её для Леонтьева, но тот всё никак не мог собраться и её записать. А тут вызвалась я — и у меня в репертуаре появился хит». Та мама сразу сдулась. 
Кстати, в школе «Рецитал» училась и дочка Виталия Гогунского (Кузя из «Универа» — Ё!), Милана. Я написал для неё песню «Малявка», она быстро стала хитом, а на меня посыпались просьбы от родителей: «Мы хотим, чтобы наш тоже был, как Милана!» В общем, неожиданно для себя я стал одним из самых востребованных детских композиторов!

— Ваше расставание с Аллой Пугачёвой и её школой в 2017 году получилось скандальным: писали, что вы появлялись на уроках нетрезвый, хамили детям и родителям…

— На самом деле было так. Алла Борисовна решила свернуть проект, так как прибыли он не приносил, а платить полтора миллиона за аренду она больше не могла. Но самые обеспеченные родители уговорили её не закрывать школу и пообещали сами всё оплачивать, в том числе и зарплату мне платить. Но я отказался — понимал, что вынужден буду подчиняться приказам губастых-сисястых яжематерей-миллионерш. А это уже не про творчество. А потом начали выходить статьи про мои якобы пьянки и скандалы. Это была месть обозлённых родительниц — кстати, школа в итоге закрылась, не продержавшись и несколько месяцев. Про мои «проблемы с алкоголем» СМИ пишут регулярно. Видимо, ловят хайп. Я не трезвенник, но, поверьте, норму свою знаю. У меня слишком много работы, нет времени на долгие отходняки.

— Между выходами ваших альбомов 12 лет перерыва — в 2009 вышел «Пиратский диск», а «Про любовь», уже в 2021-м. Причём, ваши последние хиты — «Лилии», «Дай закурить» — совсем в другом жанре, шансонном. Как так получилось?

— Искал себя. Раньше я на сцене только читал рэп, почему-то мне мой голос не нравился. Но когда писал песни другим артистам, делал технические записи со своим вокалом. И всё чаще слышал от знакомых: Миш, да у тебя получается лучше, чем у них! Два года назад я в качестве эксперта участвовал в музыкальном проекте «Ну-ка все вместе!» Наслушался там вокалистов, и подумал: у меня же десятки песен «пылятся». Какие-то себе писал, какие-то другим, но почему-то их не взяли. А ещё я заболел ковидом. Болел три дня, восстанавливался три месяца. Но когда выздоровел, решил точно: начинаю записывать новые альбомы. Ещё помог «Тик-ток» — благодаря ему, мои песни «Лилии» и «Дай закурить» получили миллионы просмотров. Вышло уже два диска, я снова стал ездить на гастроли — получаю от этого огромное удовольствие!

— Когда приедете с новыми песнями в Воронеж?

— Не знаю. Пока у меня лучше складывается с другими городами, даже с Дальним Востоком, чем с малой родиной. В Воронеже живут не очень ответственные люди — те, кто связан с музыкальным бизнесом. Саша Ревва до сих пор вспоминает, как на заре карьеры писал сценарий для одной воронежской команды КВН, сидел безвылазно в гостинице «Брно» — а ему не заплатили! Те, кто приглашают меня в Воронеж на выступления, в основном, пытаются это как-то провернуть «на халяву» — типа, ты приезжай, бухнём, ну и споёшь заодно. А мне неинтересно бухать, я деньги зарабатываю. Называю им свой гонорар, 400 тысяч — ой, это дорого! Ну значит, пока буду гастролировать по другим городам. Хотя Воронеж я очень люблю. Он точно входит в пятёрку самых красивых, по-европейски развитых мегаполисов в стране! Я объездил всю страну, знаю, о чём говорю.

— Ну и давайте о самом актуальном: в России объявили частичную мобилизацию. Вы об армии знаете не понаслышке. Если призовут, пойдете?

— Знаете, какой был почти мистический случай? Прошлой осенью моя подруга, боксёр Наталья Рогозина, отправляла сына в армию. Я по этому поводу написал «Песню призывника». А через несколько месяцев решил её разместить в соцсетях. А через четыре дня началась СВО! Сейчас эта композиция приобрела новые смыслы. Я по воинскому званию сержант. Повестку не получал. Но если в Воронежскую область начнёт что-то прилетать, схвачу автомат и пойду сам. А моих коллег, которые, едва запахло жареным, уехали в Испанию и куда-то там ещё и теперь оттуда учат всех, как им жить, не уважаю! Я вам так скажу — хают родину, в основном, неудачники, которые ничего в этой жизни сами не добились и привыкли жить на деньги богатых родителей. У меня в новых альбомах есть песни о России, патриотизме. Это очень важная тема сейчас.


Почему Михаил не стал работать с Матвиенко после «Фабрики звёзд», какого злодея сыграл в новом сериале голливудского каскадёра и режиссёра, что наш земляк рассказывает о личной жизни и как оценивает своё участие в проекте, где героям меняли внешность с помощью пластических операций — читайте в «МОЁ! Плюс».

Подписывайтесь на «МОЁ! Online» в «Дзене». Cледите за главными новостями Воронежа и области в Telegram-канале, «ВКонтакте», «Одноклассниках», TikTok, и YouTube.