Ректор ВГТУ: «Мечтаю сыграть 23-й концерт Моцарта»
Корреспонденты «МОЁ!» пообщались с Дмитрием Проскуриным — ректором ВГТУ, музыкантом, который восхищается силой женщин и каждый день ходит пешком на 10-й этаж
Ректор Воронежского государственного технического университета
Дмитрий Константинович Проскурин
55 лет, женат, имеет ребёнка
Дмитрий Константинович — перфекционист во всём: если техникум — то с красным дипломом, если стипендиат — то обязательно ленинский. Свою трудовую деятельность он начал в качестве учебного мастера кафедры сварки Воронежского инженерно-строительного института в 1992 году, совмещая учёбу и работу. В 1994 году окончил с красным дипломом Воронежскую государственную архитектурно-строительную академию (так к тому времени назывался ВИСИ) и продолжил обучение в аспирантуре. Был стипендиатом президента России.
«Я не приемлю резкого подъёма вверх, мне ближе последовательная дорога в гору» — так говорит он о себе. По своей дороге он шёл самостоятельно: защитил кандидатскую диссертацию, стал доцентом, заведующим кафедрой, деканом, а потом проректором тогда ещё архитектурно-строительного университета. Успел побыть руководителем департамента цифрового развития Воронежской области, но потом вернулся в родной университет, где два года назад был назначен ректором.
Главным было слово «надо»
Дмитрий Константинович родился 28 декабря 1969 года в воронежской рабочей семье. Родители были родом из деревни Семилукского района и воспитывали сына строго, без лишних сантиментов, да и роль старшего брата добавляла ответственности.
— Почти всё в семье зависит от женщины. Нас в семье было трое, у меня ещё есть брат и сестра. Отец умер в 1993 году, мама в позапрошлом. В лихие девяностые на маму столько свалилось… Я многим ей обязан. Мама — это образование, а отец — работа, труд, профессионализм. Мне с младых ногтей привили ценность труда, дали отчасти деревенское воспитание. С нас не сдували пылинки: мы умели и печь растопить, и в поле работать, а с 5 — 6 лет нас уже брали на картошку, — вспоминает Дмитрий Константинович.
С детства логический ум мальчика тесно переплетался с творческим началом.
— В детском саду я впервые в жизни увидел пианино. Помню, стоял как заворожённый и наблюдал, какие чудесные звуки издают клавиши. Пришёл домой и попросил маму отдать меня в музыкальную школу, — рассказывает ректор ВГТУ. — Туда было непросто поступить, но я прошёл, о чём потом не раз пожалел. Видя моё нежелание грызть гранит музыкальной науки, родители сказали строго: «Раз взялся за дело — доведи его до конца». Это сейчас психологи говорят, что нельзя ребёнка насильно водить на занятия, а тогда моим главным мотиватором было слово «надо». В 13 лет я окончил музыкальную школу, и, как ни странно, почти сразу мне пригодились эти знания. После переезда в другую квартиру с левого берега на правый я остался без друзей и… сел за пианино. Потом постоянно играл на нём все 4 года техникума — самовыражался, самоутверждался, избавлялся от стресса. Но и о спорте не забывал. По складу характера я не спортсмен, но бокс и борьба помогали сохранять хорошую физическую форму.
«Женщины решают главнейшую задачу»
— Не комплимента ради признаю, что женщины ни в чём не уступают мужчинам в интеллектуальном труде. Просто вы по-другому устроены. На вас больше забот. Мы-то что со своими формулами. Не я выведу новую — так её другой выведет. Не сейчас — так через год. А женщины решают главнейшую задачу — продолжают род. Бессонные ночи, уроки, рутина эта постоянная, тянут всё на себе… При всём этом стремятся ещё и карьеру построить и всё успеть. Женщины часто сильны в гуманитарных и социальных науках, — говорит Дмитрий Константинович и обращается ко мне: — Вот как вы можете целый текст написать? Я бессилен в этом. Посчитать в уме, в цифрах разобраться, много чего рассказать про них всегда смогу. А фразу из книги Серафима Саровского (достаёт томик с множеством ярких закладок из стола и открывает на нужной странице): «А потому и должны всегда смиряться» — месяц не могу в голове уложить. Вы про отношения личные, мы про политические. Вы понимаете, как подстроиться, как быть умнее и хитрее, а мы говорим прямо в лоб.
С женой Дмитрий Проскурин познакомился у брата на свадьбе, супруги вместе уже более 20 лет.
— Мне в жизни больше всего важны преданность и надёжность. От женщины в семье многое зависит. То, что я спокоен, уверен в завтрашнем дне, — её заслуга. Жена — это тыл. Понимаю, что не всегда вечером дома будут ждать. Женщины дарят бессмертие, продолжая нас в детях, но окружающий мир меняется, медленно разваливая институт семьи… Экономика стала такой крутой, что вытеснила традиционные семейные ценности: оказывается, человек может и один растить ребёнка, и вообще детей не иметь, и не стремиться с кем-то связать жизнь. А что психологи говорят? В странах, где институт семьи разваливается семимильными шагами, зашкаливает уровень психологических проблем. Человеку не свойственно одиночество, он был «спроектирован» социальным существом, которому нужны поддержка, любовь, забота. Можно сколько угодно себя убеждать, как хорошо жить одному, быть свободным и ни от кого не зависеть, но мозг-то не обманешь. Он не любит одиночество. Институт семьи можно спасти, если укреплять его традициями и правильным инфопространством. Сейчас мы все боремся за родные культуру и ценности, и мы должны выиграть этот бой. Я рос на музыкальной литературе XIX века, а современные дети растут на творчестве блогеров и верят их таланту на слово. Не считаю правильным вводить жёсткую цензуру, но культурное пространство нужно наполнять правильными произведениями, — говорит Дмитрий Константинович.
«Придумываю собственные дыхательные методики»
— У школьников сейчас отличное методическое обеспечение, возможность скачать презентации и пособия на любой вкус, они могут найти любого преподавателя и репетитора, учебники прекрасные, — продолжает наш собеседник. — Но дети часто выгорают, не тянутся к учёбе, устают. Почему? Учитель должен спрашивать с ученика ровно столько, сколько он рассказал на уроке, не больше и не меньше. Сейчас очень много материала задаётся на самостоятельное обучение, детям высылаются огромные объёмы информации. Зачем их так нагружать? Учителя нашего времени проверяли тетради иногда и по ночам, а сейчас «поставь галочку здесь», «пройди тест на сайте», а оценку тебе программа поставит. Каждая школа старается всех поделить на профильные классы: одни идут в математический, вторые в гуманитарный, а куда обычным-то деваться? Раньше во всём Воронеже при примерно похожем количестве населения было всего пять профильных школ, а сейчас школа без профилей считается плохой. Несколько десятилетий назад вуз готовил абитуриента, и тот точно знал, куда он поступает после школы. А сейчас одиннадцатиклассник ходит к нам на радиотехнику, хорошо сдаёт экзамен и уезжает в московский вуз. Вот так воронежские талантливые ребята покидают Воронеж.
Считаю правильным уходить из школы после 9-го класса. К окончанию техникума приходит понимание, правильную ли ты дорогу выбрал. Что тут говорить, я и сам когда-то прошёл этот путь. Любил физику и математику, поэтому выбрал электромонтажный техникум и специальность «Монтаж и наладка систем контроля автоматики». По ней окончил вуз, всю научную деятельность построил на её основе. Эта специальность про жизнь, про то, как устроены человек, природа, микроорганизмы, атмосферные процессы. Сейчас стал невероятно модным искусственный интеллект, но на самом деле математик Джон фон Нейман уже много лет назад рассказал миру о кибернетике, как и другие учёные, занимавшиеся вопросами решения задач управления с точки зрения формул, моделей, регуляторов. Это не ново, но очень интересно. Все мы тоже состоим из исполнительных механизмов и регуляторов, главным из которых является мозг.
…Дмитрий Константинович переступает порог кабинета в 9 утра, а в 8 — 9 вечера закрывает дверь и пешком идёт в сторону дома. Спит он по 6 часов, для поддержания физической формы часто посещает университетский бассейн. А ещё каждый день пешком поднимается на свой 10-й этаж и старается выполнять норму в 10 — 15 тысяч шагов. Для этого он крайне редко пользуется служебной машиной и не понимает, зачем вообще садиться за руль, если работа находится рядом с домом. Напряжение дня, наполненного 21 тысячей студентов и 2 100 сотрудниками, растворяется с помощью долгих прогулок в тишине, медитаций и дыхательных упражнений.
— Дышу по квадрату, диафрагмой, некоторые методики даже сам придумываю. Пытаюсь бороться со своим перфекционизмом, но пока что у меня плохо получается, — делится Дмитрий Константинович.
Впереди у него ещё много планов: защитить диссертацию и сыграть вторую часть 23-го концерта Моцарта с оркестром.
БЛИЦОПРОС
Чем вы больше всего гордитесь?
Тем, что в это время и в этой точке пространства я нахожусь здесь.
Назовите ваше хобби.
Рыбалка, поддержание здорового образа жизни и пианино.
Мой идеальный день — это…
…пятница.
Кем вы восхищались в детстве?
Спортсменами.
Четыре слова о себе.
Целеустремлённый, честный, надёжный, стабильный.
Какие книги вы посоветовали бы прочитать каждому?
И. Ефремов «Лезвие бритвы» (16+), Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством» (16+), но вы меня лучше про музыку спросите.
Выбирая из всех людей в мире, кого бы вы пригласили в гости на обед?
Композитора Стравинского.
Если бы вы имели возможность встретиться с собой маленьким, что бы вы ему сказали?
Больше верь в себя, ничего не бойся и будь смелее!
Фото: пресс-служба ВГТУ.
Читать все комментарии