Воронежцы рассказали, как «оживляют» кукол

8 октября 1925 года был основан театр кукол имени В.А. Вольховского. Рассказываем, как ставят спектакли, что такое зеркало сцены и как становятся кукловодами

16.02.2025 18:31
2331
1

Читать все комментарии

Войдите, чтобы добавить в закладки

Читайте МОЁ! Online в
Воронежцы рассказали, как «оживляют» кукол

С «МОЁ!» пообщались актёры театра и семейная пара Станислав Беляев и Софья Иголкина.

Какими бывают куклы?

Станислав Беляев:

— Все куклы управляются по-разному. Например, в перчаточной кукле голова надевается на указательный палец, а мизинец и большой становятся её руками. С такой куклой можно работать и на сцене, и за ширмой. Гапитно-тростевая кукла, её ещё называют куклой для студентов, существует для отработки актёром походки куклы, её движений, поворотов головы, передачи нужного настроения. «Смотрит» она носом, потому что у неё нет глаз. Тростевая кукла — другой вариант гапитно-тростевой, потому как над ней уже поработали художники: создали парик и уникальный наряд, нарисовали лицо, продумали детали. (На фото кукла из спектакля «Золушка»: Паж). Есть ещё куклы трюковые и планшетки, которыми работают на столах. Весят они килограмма два-три, а самой тяжёлой их частью является голова с приклеенной к ней ручкой. А вот куклы тантамарески, по сути, являются продолжением человека — к голове актёра приставляется наряд, в который он продевает руки. На мой взгляд, самыми сложными для управления куклами являются марионетки. Чтобы управлять ими, нужно иметь навыки работы с десятком нитей, ведущих к ней. Выбор вида куклы зависит от характера спектакля и задумки режиссёра.

Мастер-класс от актеров театра. Фото: Игорь ФИЛОНОВ

«Кукловод — энергозатратная профессия»

Актёры 4 года учатся в театральном институте, чтобы овладеть мастерством кукловода. Правда, в последнее время интерес к профессии поутих.

Софья Иголкина:

— На первом курсе обучения в театральном институте педагог старался увлечь нас профессией кукловода. Целый год мы занимались гимнастикой рук, тренировались под музыку управлять пальцами. Попробуйте согнуть фалангу безымянного пальца. Получилось? (Улыбается.) Поначалу такие тренировки кажутся очень сложными.

Софья со Станиславом учились в Екатеринбурге, в Воронеж переехали в 1999 году. На вопрос, легко ли им быть вместе и дома, и на работе, супруги говорят, что, как и во всех семьях, у них случается разное. Но эти разности не мешают репетировать, продумывать характеры героям, творить, любить и быть родителями. Их дочь Полина в детстве была первым зрителем. Для неё, тогда ещё крошки, родители делали персональные спектакли, а иногда даже брали на сцену для коротких несложных ролей. Девочка выросла за кулисами, но связывать жизнь с актёрской профессией не стала. Супругам, влюблённым в своё дело, от работы не удаётся отключиться даже в выходные: Станислав признаётся, что может повторять слова, помешивая суп, а Софья прогоняет текст спектакля, лёжа в кровати перед сном. Единственной отдушиной супругов является дача, где они занимаются садоводством.

Станислав Беляев:

— Чтобы не выгорать, нужно уметь переключаться. Есть спектакли очень тяжёлые. В постановке «Три поросёнка и чёрный волк» я играю волка: большая неудобная маска, в которой дышать нелегко. Да и играть приходится в согнутом состоянии. «Маленький принц» — психологически сложный спектакль со множеством монологов, обязательной эмоциональной вовлечённостью. Важна любая мелочь: правильная интонация, наклон головы, темп речи, голосовая окраска, чтобы передать зрителю весь спектр чувств и эмоций.

Софья Иголкина:

— Куклу обязательно нужно чувствовать. На время спектакля актёр становится с ней единым организмом, он страдает через неё, любит, прощает, дружит, радуется и печалится. Но очень важно на сцене быть в связке с партнёром по спектаклю, чтобы произошла магия, захватывающая зрителя. Могу уверенно сказать, что муж — мой лучший партнёр и в работе, и в жизни!

Фото: Игорь ФИЛОНОВ

Природа волшебства на сцене

— Куклы выходят из-под пера художников, попадают в руки актёров и оживают на сцене. На час-два спектакля они ничем не отличаются от нас: им также может быть больно, страшно, грустно или весело. Волшебство, которое начинается после третьего звонка, зависит от множества работников театра, — говорит Софья.

Александр Ечеин

Экскурсию журналистам проводит Александр Николаевич Ечеин — заслуженный художник России, художник-постановщик Воронежского театра кукол имени В.А. Вольховского. «Спектакль ставится на сцене и в «яме» — специально созданном пространстве. Для каждой постановки существует «паспорт», где прописано, какие декорации должны стоять, — всё это делается для корректного монтажа», — говорит Александр Николаевич.

Работники театра разговаривают на собственном языке, обильно сдобренном терминами. Например, вы знали, что такое зеркало сцены? Понятие появилось в результате длительной эволюции в XVIII веке — сцена превратилась в замкнутую коробку, соединённую со зрительным залом большим портальным проёмом. Этот проём, ограниченный аркой, стали называть зеркалом сцены. «Актёры смотрятся в зрительный зал, как в зеркало», — поясняет Александр Николаевич. А вот одеждой сцены называют чёрную бархатную ткань, расположенную позади сцены. Бархат выбран неслучайно, он поглощает свет и даёт глубину. В театре также работают осветители, управляющие прожекторами: простреленным (боковым), верхним, контровым светом. Они могут сделать даже световой занавес, сквозь который актёр исчезает со сцены в лучах света. Прямо за кулисами в театре висит большой телевизор, транслирующий всё, что происходит на сцене, чтобы актёры могли отследить время своего выхода.

Монтаж сцены. Фото: Игорь ФИЛОНОВ

Александр Николаевич приводит нас на склад кукол — небольшое помещение без окон с висящими на специальных «гребенках» куклами. Безжизненные, с широко открытыми глазами, лишённые человека за спиной, они выглядят жутковато и оттого притягивают взгляд. Подвешены они за головы. «Это ещё ничего! В одном из театров куклы висят на петле… Вот это действительно страшно», — иронизирует художник.

Фото: Игорь ФИЛОНОВ
Фото: Игорь ФИЛОНОВ
Фото: Игорь ФИЛОНОВ

Склады с куклами всегда расположены близко к сцене, чтобы реквизиторам было удобнее их выносить. Склад для декораций называется карманом, в воронежском театре он просторный и очень вместительный. А вот комнатки, где рождаются куклы, напротив, скромных размеров, но имеющие гордое название — цеха. Здесь работают сотрудники с художественным образованием, прорабатывающие мельчайшие детали кукол и декора. В момент интервью Александра, сотрудница цеха, «облегчала» книгу — из настоящей книги вырезала сердцевину и склеивала обложку.

Здесь рождаются декорации. Фото: Игорь ФИЛОНОВ

Неподалёку расположен зал, где художники, стоя коленями на специальных мягких подушках, расписывают задник для спектакля «Маленький принц» — полотно ткани в несколько метров шириной, висящее позади сцены.

Фото: Игорь ФИЛОНОВ
Фото: Игорь ФИЛОНОВ

Директор Воронежского государственного театра кукол имени В.А. Вольховского Любовь Михайловна Пристинская:

Любовь Пристинская

— В год столетнего юбилея театра мы готовим для воронежцев обширную программу. Охватим все возрастные категории зрителей. Впереди у нас новые постановки, творческие встречи, мастер-классы, экскурсии, выставки и множество других проектов. Через них мы расскажем о театре кукол как культурном явлении, его эстетике и безграничных творческих возможностях.

Это хорошая дата, чтобы остановиться, оглянуться, подвести итоги — и идти дальше. Чтобы сохранять лучшее, оберегать традиции и отвечать на современные запросы, находить актуальные художественные и режиссёрские решения. Потому что 100 лет — это только момент в длинной и яркой жизни театра. Сегодня это место, где история встречает будущее.

КСТАТИ

  • Тифлокомментирование — лаконичное словесное описание предмета, пространства или действия, которые непонятны незрячему или слабовидящему.

  • На конкурс «Золотой фонд театральных постановок России» заявили около 1 000 спектаклей из более чем 400 театров. Отобрано 300 постановок, в том числе спектакль «Волшебное кольцо» воронежского театра кукол.

Подписывайтесь на «МОЁ! Online» в «Дзене». Cледите за главными новостями Воронежа и области в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках», а видео смотрите в RuTube и «VK Видео».

Комментарии (1)

16.02.2025 16:56
В прошлом году в Воронежском государственном театре кукол смотрела крутейший спектакль «Похороните меня за плинтусом»... 💗

Напишите свой комментарий

Чтобы иметь возможность комментировать, вам надо авторизоваться на сайте.

Народные новости