Чиновник-музыкант рассказал, каким был знаменитый воронежский композитор

О Геннадии Ставонине в воспоминаниях чиновника от культуры

20:06, вчера
1355
1

Читать все комментарии

Войдите, чтобы добавить в закладки

Читайте МОЁ! Online в
Чиновник-музыкант рассказал, каким был знаменитый воронежский композитор

15 января для музыкальной культуры Воронежа особая дата. В этот день 90 лет назад родился композитор Геннадий Ставонин. В сентябре будет 30 лет, как его не стало. Вполне достаточный срок, чтобы слава о человеке успела выветриться. Но Ставонина до сих пор помнят. Его юбилей отмечали широко: статьи, творческие встречи, выставки, концерты — все было в полной мере. По мнению тех, кто разбирается, это один из самых ярких классических музыкантов, который когда-либо жил в Воронеже.

Семь симфоний, две оперы и две оперетты, симфония-балет, кантаты, множество обработок русских народных песен и камерные произведения — все это он успел написать за свою 60-летнюю жизнь.

Сегодня осталось не так много людей, которые помнят Геннадия Трифоновича лично. Один из них — Анатолий Крюков. С ним журналисты «МОЁ!» встретились, чтобы поговорить о нашем знаменитом земляке.

Творческий камертон

Анатолий Крюков

Анатолий Борисович — чиновник-музыкант. По образованию культпросветработник, дирижёр оркестра, более половины жизни (а ему почти 80) работал директором музыкальной школы. На закате СССР трудился в обкоме партии инструктором отдела культуры. Был таким серым кардиналом, курировавшим воронежский Союз композиторов. Задача его состояла не столько в цензуре, сколько ставить заслон всяческой халтуре. Ему нужно было отличать талантливое от не талантливого. Образование, интеллект и уровень восприятия, по его признанию, давали право быть таким творческим камертоном.

Сложное искусство

Геннадий Ставонин, по воспоминанию коллег, был одной из самых ярких звёздочек воронежского Союза композиторов. Это признавали все эксперты в этой сфере того времени.

— Получить популярность не на эстраде крайне непросто, — говорит он. — По сложности создания и восприятию классическая музыка гораздо сложнее того же театра.

Композитор Геннадий Ставонин обладал огромным творческим потенциалом, за который в итоге был вознаграждён
Фото: из архива семьи

По его словам, классический музыкант, скрипач, пианист, композитор — это профессия в советские времена государственная. Она наравне с космосом и балетом создавала престиж страны. Вот поедет, скажем, на какой-нибудь международный конкурс музыкант, выступит там успешно -  и о Советском Союзе заговорят во всем мире.

— В СССР выделялись огромные средства на поддержку классических музыкантов. Сейчас этих денег, говорят, меньше не стало. Но получить заказ от государства сегодня ребус ещё тот.

Раньше государство выделяло значительные суммы на заказ музыкальных произведений. От крупных до малых форм. И создавала систему продвижения готового продукта. В 1990-е годы она полностью рухнула, а потом так и не восстановилась, — считает Анатолий Крюков.

Мало кому под силу

По его словам, самым большим бонусом от государства было получить заказ на написание крупной музыкальной формы  оперы, симфонии, на  это выделялись по тем временам огромные деньги. Но написать такое произведение могли далеко не все.

В Союзе композиторов раз в год проходило творческое  собрание, на котором определялось, кому и на что будут выделяться деньги. Мнение куратора от обкома партии, разумеется, было на вес золота. И часто деятели искусств искали его дружбы, разными способами пытались добиться расположения.

— В Союзе композиторов Ставонин держался очень скромно. Многие хватали меня за рукав, пытались обратить на себя моё внимание. Геннадий Трифонович же никогда этого не делал. Он проявлял себя исключительно в музыке. Не плёл интриг, не суетился, только работал и сочинял, — рассказывает Анатолий Крюков.

Ставонин, по его словам, работал во всех театрах Воронежа, для всех писал, со всеми был знаком. И несмотря на традиционно сложные отношения в творческой среде, умудрился ни с кем не поссориться.

— Поставить оперу в театре оперы и балета — это очень трудно. Там огромная конкуренция. Он поставил две! Это, считаю, огромное достижение, которого кроме него никто не достиг. Он себя не афишировал, не прогибался, никого не подставлял и не подставлялся. Сравниться с ним по творческому потенциалу в Воронеже никто не может. У него, считаю, высший уровень. Хотя он никогда этого и не декларировал, — делился с журналистом «МОЁ!» бывший чиновник от культуры.

В мае 2022 года на Адмиралтейской площади воронежцы увидели оперу Геннадия Ставонина «Виват, Россия!» (12+)

По крупицам

По словам Анатолия Крюкова, когда нужно было выступить от Союза композиторов, просили сделать это именно Ставонина.

— Искусство ораторское далеко от музыки, но это тоже искусство. И он владел им в полной мере. Он обладал очень большой эрудицией, мог поддержать разговор практически на любую тему. В произведении «Виват! Россия!» Геннадий Трифонович демонстрировал знания не только истории, но стилистики, ритуалов, церемоний эпохи конца 17-го века — это все приходилось собирать по крупицам и это дорогого стоило, — объясняет Крюков.

По его словам, композитор всё время был с головой в музыке. Чтобы сочинить семь симфоний, две оперы, две оперетты и громадное количество песен, нужно было проделать колоссальный объём работы. И он был в полной мере вознаграждён за своё творчество. Получал от государства звания, награды, заказы.

— У него были поклонники, которые старались проводить с ним время, угощать. Поговаривали, что у него была некая слабость, но при этом не помню, чтобы это мешало работе, — делился с журналистом Анатолий Борисович.

По его признанию, то, что так широко отметили его 90-летие,  тоже свидетельство его большого таланта.

— Для меня это было приятной неожиданностью. Его не просто не забыли, но до сих пор отдают ему дань и гордятся тем, что в Воронеже жил такой замечательный музыкант, — подводит итог нашей встрече Анатолий Крюков.

Справка «Ё!»

Геннадий Ставонин родился 15 января 1935 года в Баку. С пяти лет начал играть на пианино и даже сочинять музыку. Окончив при Бакинской консерватории школу, Геннадий отправился в Ленинград, где поступил в консерваторию им. Римского-Корсакова.

В 1961 году выпускник консерватории приехал в Воронеж, где прожил до последних дней жизни. «Меня всегда влекло в центр России. Кажется, здесь сосредоточена какая-то особая квинтэссенция национального духа, русской истории», — говорил композитор.

Музыкант работал концертмейстером Воронежского музыкального театра, который в 1968 году стал называться театром оперы и балета; затем заведующим музыкальной частью Воронежского ТЮЗа; был членом правления местного отделения Союза композиторов РСФСР.

Ещё в студенческие годы Геннадий Ставонин создал симфонию и несколько романсов. Но именно наш город стал для маэстро творческой родиной, где он написал свои лучшие произведения: балет-симфонию «Сказ земли русской» (1982), оперетты «Заветное колечко» (1965) и «Звезда любви» (1980), создавал сюиты, симфонии, музыку к театральным постановкам, писал песни и романсы на стихи Твардовского, Михалкова, Гейне, воронежских поэтов; много времени уделял обработке народных композиций.

В Воронеже Геннадий Трифонович написал самые главные свои произведения — оперы «Олеко Дундич» и «Виват, Россия!».

Подписывайтесь на «МОЁ! Online» в «Дзене». Cледите за главными новостями Воронежа и области в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках», а видео смотрите в RuTube и «VK Видео».

Напишите свой комментарий

Чтобы иметь возможность комментировать, вам надо авторизоваться на сайте.

Народные новости