Как Рахманинов нашёл вдохновение на Воронежской земле
После двухлетнего творческого кризиса и депрессии композитор, поселившись в усадьбе под Новохопёрском, снова начал писать гениальную музыку
Его стиль неповторим и не имеет аналогов в мировом искусстве. Его произведения входят в репертуар всех ведущих пианистов планеты. А его музыка — искренняя, доверительная и очень русская — звучала и продолжает звучать, очаровывая слушателей во всём мире.
«Я русский композитор, моя Родина определила мой темперамент и мировоззрение. Моя музыка — детище моего темперамента, поэтому она — русская», — говорил величайший композитор, один из лучших пианистов и дирижёров Сергей Рахманинов.
Но кто знает, как сложилась бы судьба самого русского композитора (так часто называют Рахманинова), если бы после большого психологического надлома он не оказался на Воронежской земле — в слободе Красненькой Новохопёрского уезда.
Провал симфонии и тяжёлая депрессия
Имение в слободе Красненькой (ныне село Красное) в XIX веке принадлежало правнуку Ломоносова и близкому другу Пушкина, генерал-майору Николаю Раевскому-младшему — отсюда родом была его жена Анна Бороздина.
После смерти хозяев усадьба подолгу пустовала. Огромный дом из 30 комнат оставался на попечении управляющих имением. В 1897 — 1903 годы управляющим был агроном Юлий Крейцер. Его дочь Елена ещё в 1893-м в Москве брала уроки музыки у 20-летнего выпускника Московской консерватории Сергея Рахманинова, близко дружила с будущей супругой композитора Натальей Сатиной.
Известность к Сергею Рахманинову пришла рано. Ещё будучи студентом консерватории, в 18 — 19 лет он написал Первый фортепианный концерт, несколько романсов и пьес для фортепиано. Прелюдия до-диез минор и элегия из цикла «Пьесы-фантазии для фортепиано» приобрели мировую известность. Дипломной работой стала опера «Алеко» по поэме Пушкина «Цыганы», её высоко оценил Чайковский, по его настоянию произведение поставили в Большом театре.
Одним словом, московская публика была в восторге от Рахманинова. Но головокружительный взлёт внезапно прервался. В марте 1897 года премьера его Первой симфонии в Петербурге с грохотом провалилась. Сам Рахманинов спустя месяц писал композитору Александру Затаевичу: «Или я отношусь незаслуженно пристрастно к этому сочинению, или это сочинение было плохо исполнено. А это действительно было так. Я удивляюсь, как такой высокоталантливый человек, как Глазунов, может так плохо дирижировать?<...> Он ничего не чувствует, когда дирижирует. Он как будто ничего не понимает!»
Но критика обрушилась именно на 24-летнего автора симфонии. Рахманинова обвиняли в эклектизме (смешении разнородных стилей), публика новаторскую музыку не приняла. Известный композитор Цезарь Кюи жёстко написал: «Если бы в аду была консерватория, Рахманинов, несомненно, был бы в ней первым учеником». Николай Римский-Корсаков, мнением которого Рахманинов безмерно дорожил, тоже опубликовал отрицательный отзыв.
Провал послужил причиной глубокой депрессии Рахманинова. Большую часть времени он проводил, лёжа дома на кушетке. Отчаяние, бессонница, постоянные боли во всём теле и абсолютное нежелание творить. «Я был подобен человеку, которого хватил удар и у которого на долгое время отнялись и голова, и руки», — так описывал композитор своё состояние.
Преодолеть депрессию ему помог известный в те годы психотерапевт Николай Даль, практикующий гипноз. После длительного курса Сергей Рахманинов осенью 1897 года вернулся к дирижированию. Затем в качестве пианиста впервые выступил за рубежом — в Лондоне. Но музыку сочинять так и не решался.
«Скучает по воле и покою Красненькой»
В общем, Юлий Крейцер очень своевременно пригласил Рахманинова погостить в Красненькой. 26-летний композитор приехал в начале мая 1899-го и был очарован: дом, окружённый садом, вокруг буйно цвела душистая сирень, рядом — пышные луга, чистейшая речка Савала, в нескольких верстах — Калиновская роща, Шилово озеро с купальней и река Хопёр.
Сергею Рахманинову были предоставлены все возможности для сосредоточенной творческой работы. До этого он с 1890 года проводил лето в имении Сатиных в Ивановке Тамбовской области (ныне здесь находится музей-заповедник Рахманинова). Ученица композитора Елена Юльевна Жуковская (Крейцер), ставшая в будущем пианисткой и вокальным педагогом, вспоминала: «Условия жизни в Ивановке и Красненькой были совершенно противоположные. Там — огромное общество, у нас — очень маленькая семья; там — два перенаселённых дома, у нас — огромный дом, в котором наша семья терялась совсем».
Рахманинов приехал со своей собакой Левко. Любил рыбалку, лодочные и лесные прогулки, купание в Савале и Хопре. Восхищался местной природой и оглушительными лягушачьими концертами. И много, по нескольку часов в день, музицировал на взятом напрокат рояле фирмы «Шрёдер», который специально для него привезли из Воронежа.
На Воронежской земле жарким летом 1899-го Рахманинов-композитор прервал своё более чем двухлетнее творческое молчание — написал хор «Пантелей-целитель» на стихи Алексея Толстого.
К Сергею Васильевичу часто приезжала будущая супруга Наталья Сатина (Рахманинов и Сатина обвенчались в апреле 1902-го). Молодые люди — Елена Крейцер, её брат, Наталья Сатина и сам композитор — нередко уходили в сад, располагались на траве или свежескошенном сене и пели а капелла. «Всё выходило у нас очень хорошо и доставляло нам большое удовольствие, — вспоминала Елена Крейцер. — Пели мы обыкновенно русские песни и только что написанный им хор «Пантелей-целитель».
В тот год Рахманинов прожил в Красненькой до середины октября. Сестра Натальи Сатиной Софья в письме осенью 1899-го написала Елене Крейцер: «Серёжа просит вам всем кланяться и передать, что очень скучает по воле и покою Красненькой».
Три переломных лета
Тишина, воздух, местные природные красоты благотворно повлияли на молодого композитора. На следующее лето Рахманинов приехал вновь и на следующее — тоже. В общей сложности он провёл в имении Раевских три лета подряд, пробыв здесь до середины осени, — в 1899, 1900 и 1901 годы.
Эти три лета стали переломными в его творческой биографии. В наших краях он создал сонату для виолончели и фортепиано, несколько пьес, романсов и миниатюр. В том числе работал над романсом «Судьба» на стихи Алексея Апустина со своей ремаркой: «К Пятой симфонии Бетховена» — в произведении обыгрывается знаменитый бетховенский мотив. Этот романс считается одним из лучших сочинений Рахманинова, первым его исполнителем стал друг композитора Фёдор Шаляпин.
В Красненькой Сергей Рахманинов работал также над созданием Второго концерта для фортепиано с оркестром. Это произведение Рахманинов посвятил доктору Далю. Премьера состоялась в Москве в октябре 1901 года. Концерт для фортепиано с оркестром № 2 стал одним из самых великих и исполняемых произведений в истории мировой классической музыки. «Душа этой темы русская, — писал композитор Николай Метнер об этом шедевре. — Каждый раз с первого же колокольного удара чувствуешь, как во весь свой рост подымается Россия».
...В мае 2023 года к 150-летию со дня рождения Сергея Рахманинова в селе Красном Новохопёрского района был открыт памятник композитору — скульптурная композиция «Сирень». Такое же название носит романс Рахманинова на стихи Екатерины Бекетовой. Для Рахманинова сирень всегда имела особое значение, он называл её «цветок моей души».
Если вам доведётся побывать на Новохопёрской земле — посетите село Красное, чтобы походить по тропкам, по которым бродил великий музыкант. И услышать в шелесте листвы, тихом плеске Савалы и аромате сирени дивную музыку русского композитора Сергея Рахманинова.


