О кровавой поездке и летающих бутылках рассказал знаменитый футбольный арбитр
Станислав Гуськов признался, что не смог удалить с поля олимпийского чемпиона
Мой давнишний приятель 62-летний Стас Гуськов в молодости прилично играл в футбол. А с декабря 1992 года, будучи военнослужащим Иркутского высшего военного авиационного инженерного училища (ИВВАИУ), начал осваивать профессию футбольного арбитра. С 1993 года стал судить футбольные матчи под эгидой РФС. Во второй и третьей лигах российского чемпионата (а до того — матчи на первенство Иркутска и Иркутской области, первенств ЗабВО и зоны ВВС РФ) на его счету 122 проведённые игры, из них 51 матч — в качестве главного арбитра( в 1995 году он был в числе 34 российских арбитров, которым впервые после распада СССР было присвоено звание судьи республиканской категории) И кстати, ещё есть две игры в высшей лиге чемпионата России по футболу среди женщин — в одном матче главным судьёй, в другом — помощником.
...А судьи кто?
С 1981 по 1986 год Стас учился в Харьковском высшем военном авиационном инженерном Краснознамённом училище, не бросая футбол — играл на первенство города. Затем в течение 10 лет служил в ВВС в вертолётных частях, воевал в Афганистане. И вот после того, как снял погоны, продолжил на футбольных полях. Сегодня футбольный арбитр Станислав Гуськов вспоминает интересные истории, которые произошли с ним с 1992 по 2004 год — до той поры, когда он завязал с судейством.

— В 1991 году, когда ещё носил погоны, перенёс сложную операцию на колене, — рассказывает Станислав. — В то время немного играл в футбол, но, когда понял, что из-за больного колена не могу быть полноценным футболистом, по совету своего друга — главного тренера команды «Звезда» (Иркутск) Сергея Муратова (кстати, он был единственным тренером в СССР с международной лицензией тренера по футболу) — попробовал себя в роли футбольного судьи. Легенда иркутского футбола — вратарь Валерий Колчанов (его не стало в апреле нынешнего года) — подарил мне тогда специальную судейскую сумочку. Моими первыми соревнованиями стало зимнее первенство Иркутской области в декабре 1992 года. В то время я ещё служил, но благодаря тогдашнему начальнику ИВВАИУ генералу Александру Барсукову имел возможность судить футбольные матчи. Футбольной литературы тогда было мало, и я по крупицам собирал информацию о том, как надо судить, что можно и нельзя арбитру на футбольном поле. Начал судить городские и областные соревнования, футбольное первенство Забайкальского военного округа, зоны ВВС РФ. Меня заметили — и пошло-поехало. С 1995 года начал судить профессиональных футболистов второй лиги.
— У любого профессионального футбольного арбитра в запасе всегда десятки любопытных историй. Начинай!
— Поехали! 1998 год, сборы судей в Анапе, каждое утро зарядка, пробежка. Идём хмуро, кто проснулся, кто-то — ещё нет. На воротах стадиона шлагбаум, охранник выходит и спрашивает: «Ребята, какая команда у вас?» Все тихие, хмурые, молчат, я и брякнул: «Похоронная!» Ведь судейскую бригаду на футбольном сленге часто называют «похоронной командой» из-за того, что она иногда, по мнению болельщиков, «хоронит» команды — в смысле результата на футбольном поле. Шутка подняла настроение коллег, появились улыбки, и все проснулись.
Ехали как-то из Москвы после матча «Локомотива-Д.» и «Оазиса» (Ярцево), работали воронежской бригадой: я, Саша Головин и Эдик Акбаров. Ночью проснулись от грохота подстаканников и крика. Оказалось, наш сосед по купе во сне упал с верхней полки точно на стол и серьёзно прорезал себе шею. Кровь хлещет на пол! Мы сработали быстро — Эдуард бросился к проводнице, Саша стал затыкать рану полотенцем, я — к начальнику поезда. В общем, в Ряжске нас уже ждали скорая и милиция. Передали мы парня врачам, нас опросили — и мы поехали в Воронеж.
В Рубцовске Алтайского края, куда я приезжал судить игру местного «Торпедо», жили в номере гостиницы, где ещё в 1955 году останавливался тогдашний премьер-министр Индии Джавахарлал Неру. В этом городе делали комбайны, и он вместе с дочерью Индирой Ганди приезжал в Рубцовск оценивать перспективы покупок комбайнов для Индии. С тех прошло 40 лет, а номер так и остался роскошным — шелка, ковры, идеальная побелка, пальмы в кадках. Что меня тогда поразило в Рубцовске — на вокзале продавали раков. Для нас, жителей средней полосы, это обычное дело, а тут — диковинка. В Сибири я этого никогда не видел. На обратном пути я купил на вокзале варёных раков и показывал ребятам из моей судейской бригады, как с ними надо управляться, чистить и как именно есть. Они удивлялись — никогда не пробовали такого!
На игру — с голубями
— В начале сезона 1997 года ехали мы на игру в город Балаково Саратовской области воронежской бригадой: главный — Сергей Беленьков, и мы, помощники, — я и ныне покойный Владислав Ходеев, это вообще была его первая игра, — продолжает Станислав. — Выехали из Воронежа в Саратов автобусом, он сломался на полпути. Начали ловить попутку до Балашова, откуда представители балаковского клуба должны были нас забрать. Проехать надо было около 100 километров. Поймали ««ГАЗель»» с фургоном, внутри которого хозяин перевозил мебель, домашний скарб, книги и... породистых голубей! Вот в такой компании мы, скрючившись из-за тесноты, добрались до Балашова и всё-таки успели на игру.
— С известными людьми часто пересекался на поле?
— Был момент в Рязани: местная команда абсолютно по игре уступила подмосковным «Химкам», за которые в те годы (1999 — 2001-й) выступал ныне популярный телеведущий «Матч-ТВ» Константин Генич. Был назначен пенальти в ворота хозяев поля. Тут второй вратарь рязанцев выбегает — и ко мне: «Товарищ судья, подождите, я сейчас перчатки надену, вот увидите, отобью пенальти». Я сказал: «Давай, бери». Генич, тогдашний нападающий «Химок», слышал этот разговор и в ответ бросил: «Ага, щас ты отобьёшь. Словишь от меня!» Константин бьёт с «точки», и этот паренёк парирует удар! Потом бежит ко мне: «Товарищ судья, я же вам говорил!»
Другая игра в Рязани. Я главный, а Сергей Беленьков и Михаил Таратухин (ныне технический директор «Факела») помогают на линии. Местный «Спартак» играл с брянским «Динамо». И вот такой момент: жёсткое столкновение перед штрафной хозяев поля, нападающий падает. А сбил его, между прочим, олимпийский чемпион 1988 года, заслуженный мастер спорта, некогда ведущий защитник московского «Динамо» Игорь Скляров. Тогда, в 1998-м, он в свои 32 года уже доигрывал карьеру в рязанском «Спартаке». Я подбегаю, чтоб указать на место пробития опасного штрафного удара и вынесения за нарушения карточки, он падает передо мной на колени: «Товарищ судья, только не красная...» Я ему: «Вставай, Игорь, ну как я удалю олимпийского чемпиона?» Удалять не стал, показал ему жёлтую карточку.
«Хоть бы полную бутылку бросили!»
— В футболе бывает, что принимающая судей сторона стимулирует арбитров поработать в пользу своей команды...

— Футбол — одна большая семья, все знали, что я афганец и ко мне подкатывать с такими просьбами бесполезно. В зоне «Восток» я в Кемерово судил игру «Кузбасса» с «Динамо» из Якутска, гости «сгорели» 0:4. И вот один из футболистов проигравшей команды начал намекать мне, дескать, я «убил» их команду. Я спросил у него, ответит ли он за свои слова в мой адрес? Тот замолчал... А однажды в Иркутске на меня чуть не с кулаками кинулся футболист. Я тогда только начинал судить. Идёт зимнее первенство города. Назначаю штрафной в пользу одной из команд, и тут ко мне подлетает игрок другой команды, по виду мой ровесник: «Ты чего делаешь!» И толкнул руками в грудь, потом пытался ещё раз, но я его опередил — и он сел на пятую точку. В федерации футбола мне тогда порекомендовали работать на поле без рук.
Мне всегда нравились болельщики в Тамбове. Однажды я там проводил матч местного «Спартака» против «Орла», сужу всё, что есть. И с самого начала игры примерно до 80-й минуты с трибун крики в мой адрес: «Судья п...с!» Минут за 10 до конца матча, который катился к нулевой ничьей, болельщики завели: «Стасик, помоги!» Буквально за пару минут до финального свистка я назначаю штрафной удар из совсем не убойной позиции в пользу хозяев, и они, по-моему, неожиданно даже для себя забивают! Что тут началось — на трибунах все начали плясать и целоваться.
А в Ельце во время игры на поле полетела пустая бутылка из-под водки и упала рядом. Потом мы смеялись в судейской, хозяева просили инспектора не отражать этот эпизод в протоколе матча. «Хоть бы полную бросили, что ли, тогда бы я ещё подумал», — ответил он.
— Насколько система VAR сейчас помогает арбитрам?
— В принципе система видеопомощи арбитрам нужна, но надо, чтобы работали профессионалы, а то у нас зачастую судьи разные команды за одни и те же нарушения наказывают по-разному. В первой лиге была игра «Звезда» (Иркутск) — «Динамо» (Ставрополь), которую судил мой хороший товарищ из Барнаула Сергей Леонов. Ситуация неординарная: вратарь гостей поймал мяч, футболисты хозяев возвращаются на свою половину поля, один из них падает в чужой штрафной и медленно поднимается. А голкипер «Динамо», выбив мяч к центру поля, зачем-то толкнул поднявшегося игрока «Звезды» на газон. Просто глупость! Но Леонов увидел этот момент чуть ли не с центра поля, поставил пенальти в ворота Ставрополя, который и был реализован. После этого эпизода тренер гостей Борис Стукалов долго негодовал: «Я всё в футболе видел, но такого...» А после просмотра момента даже поблагодарил арбитра за внимательность и неформальное отношение к работе, сказал: «Низко кланяюсь вам».
— Ты судил в некотором роде уникальный матч — в августе 1998 года в турнире зоны «Юг» второй лиги астраханский «Волгарь-Газпром» разгромил на своём поле армавирское «Торпедо» со счётом 12:0. Кто наколдовал такой результат?
— Сам не знаю, гости просто сразу начали сыпаться, что с ними случилось -непонятно. Но их администратор после игры предъявил воронежской бригаде арбитров претензии — типа мы «убили» команду. Вышло точно как в знаменитой шутке многолетнего тренера сочинской «Жемчужины» Арсена Найдёнова, который иногда произносил фразу: «Сегодня арбитр «убил» нашу команду — третий, пятый и двенадцатый голы в наши ворота были забиты из офсайдов...»
Скажу про тренера Сергея Ташуева, карьера которого теперь связана в том числе и с «Факелом». В 1998 году он тренировал подмосковный «Фабус», выиграли они тогда у «Локомотива» из Калуги 2:0, и вышло так, что мы с ним остались на стадионе после матча. Так Сергей Абуезидович повёл меня в тренерскую и начал двигать фишки на доске, рисовать тактические схемы, объяснять, кто и что должен делать на поле. Так стало интересно! Тогда стало понятно, что это очень серьёзный и грамотный специалист, который сегодня, несомненно, входит в первую пятёрку лучших российских тренеров.





