Почему воронежского митрополита называли Ломоносовым XIX века
Учёный, историк, археолог, человек невероятной эрудиции — расскажем о Евгении Болховитинове
За главным корпусом ВГУ, на одной их старейших улочек города — Севастьяновском съезде (ранее Ильинский съезд) — находится Ильинский храм, построенный более 250 лет назад, в 1767 — 1770 годы. Здесь служил священник Алексей Болховитинов — сначала в деревянной церкви, которая стояла на этом месте, затем в новой, каменной.
Болховитиновы жили неподалёку от этой церкви. 18 декабря 1767 года в семье священника родился сын Евфимий. Скорее всего, в деревянной церкви, где служил его отец, и окрестили новорождённого. Когда мальчику было 9 лет, отец его умер. Вдова осталась с тремя детьми на руках.
Мать отдала Евфимия певчим в архиерейский хор. В составе этого хора он, когда уже обучался в Воронежской духовной семинарии, в 1783 году участвовал в отпевании святителя Тихона Задонского.
В семинарии Евфимий проявил блестящие способности, а потому епархиальный архиерей епископ Тихон III без колебаний подписал прошение 18-летнего семинариста о том, чтобы его направили в Москву для «доокончания учения своего». Преосвященный Тихон III посоветовал Евфимию взять с собой способного товарища и даже пообещал дать жалование для содержания в Москве, при этом выразив надежду, что они вернутся в Воронежскую семинарию уже в качестве учителей.
И вот в сентябре 1785-го двое семинаристов отправились, как писал сам Болховитинов, «на казённом коште» (то есть за казённый счёт) для продолжения образования в Московскую славяно-греко-латинскую академию...
От печатника до ректора семинарии
В Москве Болховитинов одновременно с занятиями в академии посещал в качестве вольного слушателя в Московском университете лекции по физике, политике, французскому, немецкому языкам. Освоил типографское дело, работал печатником, наборщиком, корректором.
Через три года вернулся в Воронеж, преподавал в духовной семинарии риторику, французский и греческий языки, богословие, философию, церковную историю, толкование Священного Писания. Заведовал библиотекой семинарии, которую лично пополнял книгами. С 1790 года был префектом семинарии, с 1796 по 1798 год выполнял обязанности ректора.
Первая типография и первая книга об истории края
В 26 лет Евфимий Болховитинов обвенчался с дочерью купца Расторгуева Анной. И в этом же году в Воронеже был рукоположён во священника, вскоре стал настоятелем Преображенского собора в Павловске, при этом по-прежнему преподавал в семинарии, а потому в основном жил в Воронеже. Вокруг Болховитинова сформировался кружок, куда входили представители зарождающейся воронежской интеллигенции. Участники болховитинского кружка философствовали, говорили о литературе, истории, искусстве, писали пьесы и стихи, научные работы, занимались переводами.
В Москве, Санкт-Петербурге, а потом и в Воронеже выходили произведения Евфимия Болховитинова, в числе которых — труды о епископах воронежских Иннокентии и Тихоне Задонском. В середине 1790-х годов он вплотную приступил к работе над историей Воронежской губернии.
В 1798 году в Воронеже по инициативе Болховитинова и его единомышленников была открыта первая в Воронеже типография (на нынешней улице Сакко и Ванцетти, здание не сохранилось). Первой книгой, напечатанный в ней, стал сборник поэтических произведений, правда, назывался он не совсем поэтично — «Опыт Воронежской губернской типографии». В 1800-м здесь напечатали один из важнейших трудов Болховитинова — «Историческое, географическое и экономическое описание Воронежской губернии, собранное из истории, архивных записок и сказаний», где Евфимий Алексеевич проявил себя как летописец, географ, экономист, статистик и бытоописатель. «Сущность истории, — говорил Болховитинов, — состоит в том, чтобы представить бытие и деяния сколь можно так, как они были, и в таком порядке, как они были».
История Воронежского края неотделима от истории государства, и автор проштудировал огромное количество материалов по истории России, провёл колоссальную работу. Исследователи говорят, что автор «Описания Воронежской губернии» не просто шёл в ногу со временем, а опередил его. Болховитинова по праву считают основоположником воронежского краеведения.
Одно горе за другим
У Болховитинова с супругой родились трое детей. Все они в течение шести лет умерли в младенчестве. А в августе 1799-го, спустя всего полтора месяца после похорон 11-месячной дочки, скончалась 23-летняя жена Анна.
Так получилось, что работу над книгой «Описание Воронежской губернии» Евфимий Болховитинов завершил практически в тот трагический период, когда скончались его дочь, а потом и жена. Он решил уехать из Воронежа, где пережил столько горя, и принять монашеский постриг. Но прежде всё же нашёл в себе силы отдать рукопись в губернскую типографию, где её и напечатали уже в отсутствие самого автора.
Евфимий Алексеевич уехал из Воронежа в феврале 1800 года. Семинаристы с сожалением провожали любимого преподавателя, написали ему торжественную и трогательную оду.
Живая библиотека
В начале марта Евфимий Болховитинов приехал в Петербург и принял монашеский постриг с именем Евгений. Был назначен префектом Александро-Невской духовной академии, там же работал преподавателем. Затем его произвели в архимандриты. Он служил настоятелем Свято-Троицкого Зеленецкого монастыря, затем возглавлял Троице-Сергиеву пустынь под Петербургом, был рукоположён в епископа Старорусского, викария Новгородской епархии. С 1808 года служил архиепископом в Вологде, Калуге, Пскове. С 1822-го — митрополит Киевский и Галицкий, член Святейшего Синода.
Евгений (Болховитинов) был невероятно образованным человеком. Как сообщает сайт «Православие.ру», современники называли Болховитинова живым архивом, живой библиотекой и даже Ломоносовым XIX века. Имел императорские награды, был почётным членом более 20 российских и зарубежных университетов и научных обществ: Московского, Казанского, Виленского (Вильнюсского), Киевского, Харьковского университетов, Российской Академии наук, Санкт-Петербургской медико-хирургической академии, Московского общества врачебных и физических наук, член Королевского копенгагенского общества северных антиквариев — и так далее, всего не перечесть.
Болховитинов был знаком со многими выдающимися представителями той эпохи, вёл с ними переписку, например с поэтом Гавриилом Державиным, с библиографом Николаем Румянцевым.
Евгения (Болховитинова) отличало невероятное трудолюбие. Как писал его современник, историк, профессор Михаил Погодин, «это был человек, который не мог пробыть ни одного дня без того, чтобы не ознаменовать его трудами на пользу истории». Святитель Филарет Киевский говорил о нашем выдающемся земляке: «Нельзя не удивляться тому, какое множество перебрал он старинных рукописей, актов и книг и какими обладал трудолюбием и учёностью».
Уделяя много времени научным трудам, Евгений (Болховитинов) был неутомимым проповедником слова Божия. Проповеди его отличались живостью и глубиной мысли.
Ездил по деревням и призывал делать прививки
Во время эпидемии оспы в 1814 году архиепископ Евгений (он тогда служил в Калуге) в своих проповедях призывал прихожан делать прививки от этой опаснейшей болезни. Ещё в 1811 году опубликовал «Пастырское увещание о прививании предохранительной коровьей оспы» (ныне этот уникальный труд хранится в Президентской библиотеке), в котором продемонстрировал глубокие медицинские знания. Эту работу архиепископа Евгения разослали по церквям. Он лично ездил по разным населённым пунктам, убеждая народ в пользе прививок. И спас жизни множеству людей.
В Киеве митрополит Евгений организовал археологические раскопки, благодаря которым были обнаружены фундаменты Десятинной церкви (это был первый каменный православный храм на Руси, построенный Владимиром Святославовичем), Золотых ворот (памятник оборонного зодчества Древней Руси времён Ярослава Мудрого).
Евгений (Болховитинов) оставил огромное литературное и научное наследие. К концу жизни он собрал более 10 тысяч рукописей и редких изданий, свыше 8 тысяч томов литературы. С именем митрополита Евгения связывают создание фондов Румянцевской библиотеки, Российской государственной библиотеки в Москве.
Скончался наш выдающийся земляк митрополит Евгений (Болховитинов) 23 февраля 1837 года. По завещанию погребён в Сретенском приделе киевского Софийского собора.
В ТЕМУ
В Воронеже имя Евгения Болховитинова носят улица в Коминтерновском районе (в микрорайоне Подгорное); школа № 38 на Фридриха Энгельса и Воронежская областная типография. А с 2017 года — сквер на улице Хользунова. Правда, сквером в привычном понимании это трудно назвать, о чём «МОЁ!» писала ранее. По сути, это небольшой участок между школой и проезжей частью № 93 с немногочисленными деревьями – вот и весь «сквер»...




