Воронежский пастух с 50-летним стажем: «В 70-х за сезон мог заработать на машину»

Владимир Морозов из новохопёрского села Елань-Колено, который больше полувека пасёт овец и коз, рассказал, как за это время изменилась его профессия

29.05.2017 19:13
МОЁ! Online

Читать все комментарии

Войдите, чтобы добавить в закладки

9418
  

Пожалуй, Владимир Викторович сейчас единственный в области пастух, работающий более полувека. Он родился в селе Елань-Колено Новохопёрского района, здесь и трудится до сих пор. Встретились мы прямо в поле на окраине села. Здесь Владимир Викторович сделал загон для овец.

— Мать говорила: не будешь учиться — мы тебя в пастухи отдадим. А я сам захотел овец пасти, — смеётся 69-летний Владимир Морозов. — И вот уже работаю пастухом 53-й год подряд.

Деревянный небольшой домик на колёсах Владимир Морозов заказал ещё в конце 70-х у плотников в колхозе. Так до сих пор и пригоняет его каждый сезон в поле. Владимир Викторович овец пасёт с напарником Михаилом, по очереди приезжают в поле на два дня, потом меняются. С начала сезона, с 23 апреля, сельчане пригоняют им овец и коз, а забирают живность уже осенью 25 октября.

Как только мы переступили порог домика, сразу показалось, что попали в прошлое — лет так на 40 назад. Морозов засуетился у электрической плитки, заваривая чай на травах, достал здоровый бидон с мёдом. Говорит, держит пару ульев, чтобы для себя мёд собирать. На стене висит фото Владимира Викторовича с козой и портрет Брежнева.

— Этот портрет я еще в 70-х в колхозе взял, я же коммунистом был, повесил у себя, так он до сих пор тут и красуется, — рассказывает пастух. — А вообще тут есть кое-что поинтереснее. Видите, под потолком у нас ласточкино гнездо. Она уже не первый год к нам прилетает, подремонтирует себе гнёздышко и живёт, нас не боится совсем.

Владимир Викторович рассказывает, что становиться пастухом в его планы не входило. Когда он ещё учился в школе, сосед пас овец и часто звал его с собой.

— На летних каникулах ходил пасти овец, и так мне это нравилось — за уши не оттащишь, прям как укусил кто, — улыбается Морозов. — После школы я хотел продолжать пасти овец. Мать отговаривала, а я не послушался, так с 16 лет и начал пастухом работать. Да и деньги тогда можно было заработать приличные. В 70-х за сезон я зарабатывал 5-6 тысяч рублей, а в колхозе рабочие получали тогда 60-100 рублей за месяц. Я купил машину, построил дом, женился. Надо было семью содержать. Зимой подрабатывал, шабашил, как говорится. Так и затянуло меня. И если я брошу, жить буду не способен. Не хуже лошади втянулся: она хоть и тяжело работает, а хомут ей начинаешь надевать — она сама голову наклоняет.

С грустью Владимир Морозов вспоминает, что когда-то Новохопёрский район славился на всю страну пуховыми изделиями, в райцентре был большой рынок, где продавались платки.

— Всё Елань-Колено было занято пухом: щипали, вязали, — рассказывает Владимир Викторович. — А сейчас что? Скотина никому не нужна, молодёжь держать не хочет, старики умирают. В этом году с села стадо собрал в триста голов всего, сам держу сто овец, всего четыреста получилось. А раньше стадо у меня доходило до четырёх тысяч голов, пасли втроём — двое в поле, один отдыхает, потом менялись. Сейчас за голову платят 600 рублей за сезон. Так что у нас с напарником, если заработок разделить на год, получается примерно 20 тысяч рублей в месяц. А он и рад, что хоть такую работу нашёл, в селе особо негде заработать.

Обычно работать Виктор Владимирович начинает в 8 утра. Сначала осматривает овец — не заболел ли кто. Выгоняет на пастбище, в 12 перерыв на обед, а потом снова идёт пасти до самого вечера. За день стадо проходит не меньше 15 километров.

— Почему в пастухи особо никто не идёт? Работа нудная, можно целый день одному отходить и за это время никого и не встретить. Только с овцами да с собаками поговоришь, — улыбается Морозов. — У пастуха главная задача, чтобы овцы были хорошо накормлены за целый день, тогда они поправляются и в конце сезона люди будут довольны. Это для нас самая большая радость. А овцы — такая скотина вечно голодная, как саранча, всё съедают. Раньше даже в колхозе специально звали стадо овец, чтобы они пололи просо. Его ростки они не едят, а всю остальную траву щипают.

Хоть Владимир Викторович и говорит, что в работе пастуха нет никаких начальников и отчётов, но ответственность на его плечах большая: шутка ли — следить полгода за стадом овец, кто заболеет, кого волк утащит. Возмещать ущерб приходится из своего кармана — овца стоит сейчас до пяти тысяч рублей.

Постороннего человека с непривычки может раздражать, что овцы почти ни на минуту не замолкают, в ушах звенит от непрерывного «беее». А Владимир Викторович говорит, что тишина наоборот его пугает — значит со стадом что-то не так.

У Морозова есть супруга, сын, дочь и внуки. Но пастух говорит, что они особенно не интересуются его работой. «Жена даже рада, что я на два дня в поле уезжаю. За это время мы друг по другу успеваем соскучиться, может поэтому и прожили вместе 47 лет», — шутит Владимир Морозов.

— В галстуке поработать мне так и не довелось, — говорит Владимир Викторович. — Но в поле я чувствую себя как дома. Здоровья хватает, работаю на свежем воздухе, сам себе начальник. Что ещё нужно для счастья?! Мне кажется, я правильный путь выбрал.

О том, как пастухам помогают собаки, какое лакомство больше всего любят овцы и как Владимир Морозов отличает овец друг от друга, читайте в номере «МОЁ!», который выйдет во вторник, 30 мая.

Подписывайтесь на «МОЁ! Online» в «Дзене». Cледите за главными новостями Воронежа и области в Telegram-канале, «ВКонтакте», «Одноклассниках», TikTok, и YouTube.