Никас Сафронов: «Я женат на искусстве»
Художник в эксклюзивном интервью «МОЁ!» рассказал, почему не стал священником, и как помогает сестре содержать 20 кошек
Художник Никас Сафронов — целый феномен в современном искусстве. К его творчеству отношение неоднозначное, но мало кого оно оставляет равнодушным. Несмотря на всю шумиху вокруг фигуры Никаса Сафронова, его картины выставляются на престижных площадках в России и за рубежом, и работы его находятся в многих музеях мира и России, в том числе в Эрмитаже, государственном Русском музее в Петербурге, в Третьяковской галерее. В Воронеже Никас выставлялся шесть лет назад, поэтому открытие 10 августа его новой экспозиции «Избранное», куда вошли 123 картины, вызвало небывалый ажиотаж в музее им.И. Н. Крамского.
Сафронов прилетел в Воронеж накануне открытия выставки, и по прилету любезно согласился дать интервью «МОЁ!». Проговорили до 6 утра.
— Обычно в час ночи я только начинаю работать, включаю классическую музыку или старые фильмы, — рассказал художник о своем образе жизни. — как правило, За работу сажусь как ремесленник, а заканчиваю уже как художник. Через пару — тройку часов приходит так называемое вдохновение, в этот момент у меня как бы меняется фокус глаза, и я начинаю видеть мельчайшие детали. Работаю не меньше шести часов. Потом часов в 7 утра ложусь спать, встаю обычно в 12 часов дня, а с 13.00 начинается рабочий день: звонки, встречи, интервью, деловые ужины.
Когда хоть немного пообщаешься с Никасом Сафроновым, понимаешь, почему у него так много друзей и среди них много известных людей. Наш герой — душа компании, знает множество историй, рассказывает к месту смешные анекдоты, вспоминает крылатые отрывки из разных фильмов. При этом у него совсем нет «звёздных» замашек. Уже вечером после открытия выставки, за ужином он заказал себе уху, сало и блины. «Люблю простую еду: борщ, щи, картошку в мундире, а в студенческие годы — макароны по-флотски с настоящей тушёнкой... теперь, к сожалению, такой уже нет».
«Боюсь потерять близких людей»
Никас Сафронов родился в Ульяновске в небогатой семье отставного военного. У будущего художника было четверо старших братьев и младшая сестра. Никас Сафронов признаётся, что был один период в его жизни, когда он иногда злился на них.
— Когда отец последние годы жил в деревне, я просил братьев чаще навещать его, так как они жили рядом в Ульяновске, а я уже давно жил в Москве. Они всегда обещали, но редко выполняли свои обещания, не потому что они плохие сыновья, но наверное такой необязательный характер. И тогда мне приходилось, где бы я ни находился, в Англии, в Испании у короля, в Австралии или в Америки, узнав, что у папы проблемы, отменять важные встречи и тут же лететь к нему. Может быть, именно поэтому благодаря моим заботам, отец прожил почти 95 лет. И как я уже говорил, я вначале злился на братьев, но потом их принял такими, какие они есть, других у меня нет. Когда то была обида и На сестру Таню, что она развела кошек штук 15 — 20, а содержать их приходилось мне.Но потом смирился, и даже кошки ее послужили для серии "люди-животные". я приходил к ней и зарисовывал их поведение. Оказалось, что у каждой из них свой характер, своя энергетика. Конечно, у меня есть многолетние друзья. Из наиболее близких и известных: это Николай Николаевич Дроздов, писатель сатирик Анатолий Трушкин. И когда у моих друзей что-то случается, я делаю все, что от меня зависит на 100 %. К друзьям своим я стал в последние годы относится более трепетно, особенно после ухода из жизни моего близкого друга — Юрия Лонго.
«Художник всегда должен быть интересен»
— Художник для зрителя должен быть всегда интересен. Я много экспериментирую, совершенствуюсь, может быть именно поэтому уже долгие годы интересен зрителю. Чтобы не повторяться и дольше быть работоспособным у меня три мастерские: в одной пишу портреты, в другой работы в стиле символизм, а в третьей — картины в авторской технике dream vision.Она была создана после многочисленных посещений Венеции, куда я часто приезжал со своим сыном, который живет в Лондоне, Но родился в Венеции. В Венеции проживает его бабушка, к которой мы с ним часто и ездили летом. Мы встречались в Вене, я прилетал туда из Москвы, Стефано из Лондона. И оттуда поездом ехали в Италию. В Венецию поезд прибывает обычно в 5-6 утра. В это время там всегда туман. Мне захотелось отобразить это утреннее состояние Венеции в некоей дымке. И так, если не вдаваться в подробности, возникла эта техника. Мне также нравится работать и в символизме, где есть проявление и большого ремесла, и неуемной фантазии.
Чуствую индивидуальность даже умерших людей
— Обычно, когда я работаю над портретом, я не делаю его фотографически похожим, или формально схожим. Я стараюсь передать энергетику позирующего. Он не сидит у меня как восковая фигура. Он общается со мной. И в процессе доверительного разговора, я улавливаю какие-то необыкновенно интересные черты его характера и передаю это на картине. Стараюсь¸ чтобы портрет был живым, наполненным личностной энергетикой.
Даже если человек мне не позирует, например какая-нибудь историческая личность: Дмитрий Донской или Александр Сергеевич Пушкин, или мои любимые писатели Мопассан или Гоголь: то все равно, ты должен почувствовать его индивидуальность, харизму и характер, и передать это через живопись в портрете. Из ныне здравствующих известных политиков я написал многих: и мне приятно, что практически всем им мои портреты понравились.
Я мог бы стать священником, но состоялся как художник
Мало кто знает, что Никас Сафронов родился в семье потомственных священников. Сам художник часто пишет священнослужителей, иконы, но сам поступить в семинарию не готов.
— Однажды мне поступил заказ, написать портрет отца Ефрема, греческого священнослужителя со Святого Афона, который привозил в Москву пояс Богородицы. Этот духовный жест был высоко оценен в России. Я полетел на Афон. В это время в Москве было достаточно тепло, градусов 18-20. Я был уверен, что в Греции еще теплее, не учитывая, что то, куда я попал — монастырь — находится высоко в горах. И температура там была 3-5 градусов. А тут, как нарочно, отец Ефрем, приболел. Меня спросили, буду ли я ждать? Я ответил «Да! Я получил заказ и готов, чего бы мне это ни стоило, выполнить его». «А будете ли вы ходить на службу?», — спросили меня. «Конечно¸ — ответил я — как же не использовать такой уникальный случай: быть в святых местах и не воспользоваться этим, тем более, время позволяет». Вечером в 20.00 началась служба, которая шла до 2-х ночи. Потом мы пошли спать, отопления нет, холодрыга такая, что зуб на зуб не попадал, не смотря на то, что спал я в одежде, в которой приехал. В 5 утра стук в дверь. Я открываю — никого нет. Я опять тихонько ложусь спать, Опять стук. Выхожу — опять никого нет. И я уже решил продолжить духовные обязательства, взятые мною. Завтрак до 6 утра и снова служба до 11. После службы уборка территории. Всего этого можно было и не делать, меня никто не заставлял, но я решил пройти все эти испытания. Так продолжалось 4 дня. На 5-й день пришел монах и сказал, что отец Ефрем готов меня принять. И задал мне вопрос: «Что у вас так холодно?». Я отвечаю: «Покаяние, жертвенность»... На что он сказал: «Дда нет, у вас просто батареи выключены...», и тут же их включил. На следующую ночь я спал совсем раздетым, и все равно было тепло. И та жесткая служба кончилась, она бывает, оказывается, только по праздникам. Но я ни о чем не жалею. Это было полезное испытание. И портрет (даже два) получились хорошими, И заказчику понравились, и отцу Ефрему. Он даже напечатал с него открытки и раздавал своим прихожанам.
«Художники, нападающие друг на друга, выглядят глупо»
— Не знаю, как другие, но я никогда никого не критикую. А требователен только к себе. Да и вообще, художникам, особенно известным, ругать коллег — большая глупость. Жизнь художника, особенно состоявшегося — это большой труд и огромная работа. И на склоки, и дрязги лично у меня нет никакого желания и времени. И вообще я редко встречал состоявшихся художников, ругающих своих коллег.
«Мечтаю о жирном и ленивом котяре»
Никас Сафронов известен серией «Люди-животные», в которой много изображений кошек. Даже себя на автопортрете художник изобразил в виде кота породы мейн-кун. А вот настоящего усатого и хвостатого в огромном доме живописца нет.
— Я человек импульсивный, подвижный, активный, поэтому я бы хотел иметь у себя противовес своему характеру: иметь ленивого, огромного, пусть даже жирного кота, который бы все время лежал, спал, и вставал только за едой и поприветствовать меня по возвращении из мастерской или из дальних рабочих поездок Я трачу много энергии, постоянно в движении, поэтому такой кот успокаивал бы взгляд. Сейчас я восстанавливаю сгоревший родительский дом под Ульяновском, возможно, там и заведу котяру.
«Если художник по-настоящему голодный, то и мысли у него будут о колбасе»
— Начнем с того, что если художник по-настоящему голодный, то и мысли у него будут о колбасе и он не сможет ничего сделать высоко творческого. Это избитое понятие «народ любит бедных, обездоленных и несчастных». Да, может быть, я не бедный по сравнению со многими другими художниками, но я всегда голоден до искусства, до жизни, живописи, общения с интересными людьми. Да, конечно, я не всегда пишу только то, что мне хочется. Приходится работать и на заказ. Я это стараюсь делать достойно, будучи профессионалом. Именно с этих денег я помогаю своим братьям, сестре, друзьям, многие годы занимаюсь благотворительностью. Но вопрос еще и в том, как ты это делаешь: формально, ремесленнически, или высоко художественно и профессионально?
А вообще, объективно говоря, все заметные художники, которые остались в истории человечества как величайшие, были далеко небедными людьми. И вообще как они могли быть бедными, если им заказывали картины короли, папы Римские и другие богатейшие люди того времени. Наоборот они снискали при жизни такое уважение, что все мечтали именно им сделать заказ на портрет или на картину. Это Веласкес, Леонардо, Микеланджело, Гойя, Эль Греко, Рафаэль, Тициан. И даже Рембрандт, который, может быть, и умер бедным, но при жизни был один из самых состоятельных людей Амстердама и Голландии в целом.
«Художник всегда одинок, даже когда женат»
Свою личную жизнь Никас Сафронов не то, чтобы скрывает, но и особенно о ней не распространяется. Но мы знаем, что он был дважды официально женат. И что в первом браке с француженкой он прожил недолго. Детей от этого брака не было. А со второй женой — итальянкой из Венеции у них родился сын Стефано в 1992 году, который сейчас живёт в Лондоне. Несмотря на развод с Франческой, с сыном Никас поддерживает теплые и дружеские отношения.
— У меня действительно пятеро детей, признанных мною. Наверное, есть еще, но пока они мне не предьявлены. Я все равно к ним ко всем отношусь с любовью, помогаю, чем могу и поддерживаю их творческие и другие начинания. Все они достаточно творческие и талантливые. Один занимается режиссурой. Второй, проживающий в Австралии, увлекается фотографией. Третий музыкант. Четвертый актер, живущий в Прибалтике. А сын Стефано отучился в Лондоне в Королевской художественной школе, но живопись не стала его профессией. Закончил университет, факультет политики и экономики.
И может быть это уже избитая фраза, но независимо от того, какого его семейное положение на данный момент "художник все равно по-большому счету женат только на искусстве". Да. у него могут быть реальные музы: это может быть и жена, и подруга, или просто мимолетное видение, в которых он ценит красоту, доброту, милосердие и заботу, и это является также важным и позитивным фактором для его творчества.
Выставка работ Никаса Сафронова «Избранное» в музее имени Крамского (проспект Революции, 18) будет работать до 17 сентября. Стоимость входного билета — 350 рублей. Фото и видеосъемка — 100 рублей.
Никас Сафронов — художник, заслуженный художник России. Родился 8 апреля 1956 года в Ульяновске в семье отставного военного. После восьмого класса год Сафронов проучился в Одесском мореходном училище, а потом поступил в Ростовское художественное училище. Параллельно работал в местном ТЮЗе художником-бутафором, а еще подрабатывал грузчиком и дворником. После армии Сафронов учился в Государственном художественном институте в Литве. Первая персональная выставка Сафронова прошла в Литве в 1978 году, после которой он стал известен как сюрреалист и портретист. Основная часть его картин находится в частных собраниях и ведущих музеях России и Европы. Коллекционерами было куплено более 800 работ художника. Среди владельцев его полотен — Алла Пугачева, Софи Лорен, Ален Делон, Жан-Поль Бельмондо, Пьер Карден, Дайана Росс, Монсеррат Кабалье, Мадонна, Михаил Горбачёв и другие.
О том, откуда взялся слух, что Никас Сафронов печатает свои картины и зачем он так часто рисует знаменитостей, читайте на нашем портале в ближайшее время.
Читать все комментарии