Как оформить ДТП без гаишников?

Председатель воронежского отделения межрегионального общественного движения "Комитет по защите прав автомобилистов» Николай Киселёв объясняет, когда воронежские участники дорожно-транспортного происшествия могут обойтись без автоинспектора

28.02.2012 12:35
МОЁ! Online

Читать все комментарии

Войдите, чтобы добавить в закладки

Довольно эффективной мерой для снижения количества заторов на наших дорогах могло бы стать оформление мелких ДТП без участия представителей ГИБДД по так называемому европротоколу. Такой порядок в России разрешён с 1 марта 2009 года, однако до настоящего времени, к сожалению, широкого распространения не получил.

Когда можно обойтись без инспектора?

Европротоколы стали возможны после того, как в ПДД РФ появился пункт 2.6.1.
Иными словами, водитель имеет право не вызывать на место ДТП сотрудников ДПС и не регистрировать в ГАИ дорожно-транспортное происшествие в том случае, если:

1. В ДТП участвовало 2 транспортных средства.
2. У водителей имеются действующие полисы ОСАГО.
3. Никому из участников ДТП не был причинён вред здоровью.
4. Один из водителей не оспаривает своей виновности.
5. Ни один из водителей не оспаривает причинённые в ДТП повреждения.

Как правильно заполнить извещение о ДТП?

Если все условия выполнены, то водителям можно на месте ДТП мирно оформить извещение о ДТП (синенькую бумажку, которую выдают в страховых компаниях одновременно с полисом) и разъезжаться.

Сначала заполняем лицевую сторону. Каждый водитель по очереди заполняет сведения о транспортном средстве, страховой компании, номере полиса и т. д.

Рисуется схема ДТП, отмечается место первоначального удара, описываются причинённые повреждения. Записываются фамилии и места жительства свидетелей (если они были). Всего заполняется 18 позиций.

После того как все реквизиты будут заполнены и первая страница будет подписана обоими водителями, самоклеящиеся листы разрываются, на оборотной стороне каждый участник ДТП кратко излагает обстоятельства ДТП в текстовой форме и также подписывается.

В «Примечании» нелишне будет написать: «В ходе рассмотрения обстоятельств ДТП пришли к выводу о виновности в нарушении ПДД, повлекшем столкновение, водителя такого-то (ФИО). Разногласий по обстоятельствам ДТП нет. Против оформления ДТП без вызова ГИБДД возражений нет».

Подробная инструкция по заполнению документа прилагается к извещению на отдельном листе.

Потерпевший водитель на основании данного извещения может претендовать на возмещение причинённого ему ущерба по ОСАГО, обратившись либо в страховую компанию виновника ДТП, либо в свою. Казалось бы, всё отлично — водители теряют минимум времени на оформление ДТП. Но всё не так просто…

На какую сумму компенсации стоит рассчитывать?

Закон об ОСАГО налагает ряд дополнительных условий на порядок возмещения ущерба в подобных случаях. И основное из них: размер страховой выплаты, причитающейся потерпевшему, не может превышать 25 тысяч рублей.

Проблема может возникнуть не только у тех водителей, которые про сумму 25 тысяч даже и не подозревали, но и у тех, которые честно заблуждались, оценивая стоимость ремонта на месте ДТП в сущие копейки, но были неприятно удивлены стоимостью восстановительного ремонта при обращении в сервис.

При таком способе оформления ДТП потерпевший не вправе предъявлять страховщику дополнительные требования о возмещении вреда, причинённого его имуществу. Если сумма ущерба превысит установленный лимит, то страховая компания выплатит потерпевшему только 25 тысяч. Остальные деньги придётся взыскивать с виновника ДТП (добровольно или через суд).

На какие подводные камни следует обратить внимание?

Страховая компания может усомниться, что обстоятельства ДТП соответствуют сведениям, изложенным в извещении, усмотреть в действиях водителей мошенничество (оно им вечно мерещится) и назначить экспертизу, для проведения которой потребуется осмотреть оба автомобиля.

Если виновник уже успел отремонтировать свой автомобиль, то проблема может стать неразрешимой. Поэтому при возникновении подобных случаев нужно заранее договориться с виновником, чтобы он несколько дней (до успешной подачи заявления в страховую компанию) не начинал ремонт и был готов по требованию страховщика представить свой автомобиль для осмотра.

Не помешает фото- или видеофиксация места ДТП и полученных повреждений, хотя по закону это и необязательно.

К сожалению, сложившаяся практика такова, что страховая компания старается всеми правдами и неправдами отказать потерпевшему водителю в выплате или хотя бы максимально затянуть сроки. В этом случае потерпевшему водителю для получения страховой выплаты остаётся один путь — взыскивать положенные деньги через суд. Не обойтись без суда и в том случае, если страховая компания посчитает своего клиента невиновным в ДТП. Гражданский кодекс РФ позволяет страховщикам поступать подобным образом.

Главный госавтоинспектор страны Виктор НИЛОВ в одном из недавних интервью озвучил вполне разумную инициативу.

— Нужно идти к тому, чтобы лимит суммы ущерба вообще отсутствовал при условии, что в аварии никто не пострадал, а между участниками ДТП нет противоречий, — заявил он.

Страховщиков такая инициатива вряд ли обрадовала. Но наверное, у водителей должно быть к ней другое отношение. Если бы ещё упростить заполнение бумаг при самостоятельном оформлении ДТП, добавить участникам движения взаимоуважения, тогда бы европротокол у нас заработал.
 

Подписывайтесь на «МОЁ! Online» в «Дзене». Cледите за главными новостями Воронежа и области в Telegram-канале, «ВКонтакте», «Одноклассниках», TikTok, и YouTube.