К родным убитого в концлагере воронежца спустя 76 лет вернулся его медальон

Артефакт им прислали из Белоруссии

06.07.2018 09:59
МОЁ! Online
6

Читать все комментарии

Войдите, чтобы добавить в закладки

В начале лета хутор Постоялый Ольховатского района Воронежской области гудел. Событие тут произошло по местным меркам не рядовое. Семья Устименко получила из Белоруссии посылку, в которой лежал жетон погибшего в концлагере родственника – Кузьмы Нефёдовича Зайченко.

Посылку прислал военный комиссариат Гродненской области, который эксгумировал из братской могилы и перезахоронил останки нескольких тысяч красноармейцев в белорусском городе Гродно. В 1941 - 1942 годах фашисты создали тут два концентрационных лагеря. В одном из них «Шталаг» (Stalag) 324/Z содержались попавшие в плен бойцы, так сказать, пригодные для работы. Во второй лагерь – Stalag 324 – военнопленных отправляли умирать.

У бойцов были документы, по которым спустя десятилетия их опознали поисковики. Во-первых, выдававшиеся фашистами жетоны, содержавшие два выгравированных номера: концлагеря и самого узника. Во-вторых, у некоторых был с собой медальон (так называемый солдатский колпачок), содержавший вкладыш. Солдаты должны были сами заполнить его, написав личные данные. Как поясняют в военном комиссариате Гродненской области, у красноармейцев было поверье – якобы человек, заполнивший вкладыш, вскоре будет убит. Поэтому многие оставались незаполненными, так что останки их владельцев до сих пор не опознаны.

В 2006 году в районе бывших концентрационных лагерей в Гродно началась стройка. Начав копать котлован, рабочие наткнулись на огромную братскую могилу, о которой раньше и не догадывались. Строительные работы были остановлены, и поисковики приступили к эксгумации останков военнопленных лагеря Stalag 324.

За 10 лет из-под земли было поднято и перезахоронено более 6 тысяч останков погибших. А вот солдатских колпачков и медальонов поисковики обнаружили гораздо меньше – всего около 100. Из них только 21 вкладыш содержал личные данные солдата, которые ещё можно было прочитать. Среди них была информация и о жителе Воронежской области Кузьме Зайченко, который, по всей видимости, не верил в плохие приметы.  

Информация на вкладыше сохранилась хорошо. Аккуратным почерком боец заполнил все графы: «Год рождения: 1908, рядовой, Воронежская область, Ольховатский район, Новохарьковский сельсовет. Отец Зайченко Нефёд Гаврилович».

Информация о поисках родственников поступила в администрацию Лисичанского сельского поселения Ольховатского района. Найти родственников администрации помогли местные жители.

- Хутор у нас небольшой, всего около 250 человек проживает, - рассказывает учительница истории Наталья Устименко. – Поэтому, когда белорусские поисковики стали разыскивать родственников погибшего бойца, об этом по принципу сарафанного радио узнали все, и стали помогать в поисках.

Старожилы вспомнили, что у Кузьмы было два брата и сестра. По рассказам местных жителей восстановили цепочку, кто на ком женился, как менялась фамилия потомков. Так и вышли на семью Устименко. Адрес сообщили в Белоруссию, а оттуда в Ольховатский район по почте прислали коробочку с военным артефактом.

- Кузьма Нефёдович – наш родственник, но не кровный, - рассказывает Наталья. – У моего мужа была тётя, которая вышла замуж за брата Кузьмы. Мы почему взяли этот медальон… потому что других потомков у этого бойца нет.

Наталья говорит, что о Кузьме известно мало. В 1941 году в возрасте 33 лет он ушёл на фронт и до сих пор числился пропавшим без вести. Что он был в концлагере – никто и не догадывался. Детей у них с женой не было, да и его братья потомства не оставили. А дети сестры Кузьмы давно уехали куда-то в Чувашию. С братьями Кузьмы семья Устименко дружила, а после их смерти Наталья с мужем стали ухаживать за могилами дальних родственников. И в начале июня семья стала ещё и хранителями семейной реликвии.

- Народу у нас на хуторе живёт мало, новостей тоже немного, поэтому посмотреть на эту диковинку хотели все, - смеётся Наталья. – У нас есть площадка возле магазина, я туда приносила медальон, так чуть не половина хутора собралась! Потом люди ещё к нам домой приходили, все хотели в руках подержать, рассмотреть, прочитать вкладыш. Начнётся учебный год – буду как учитель истории классные часы проводить, показывать детям медальон.  

Вместе с медальоном белорусы прислали Наталье список погибших в том же лагере красноармейцев, уроженцев Воронежской области, родственников которых ещё не нашли. Женщина обратилась в газету «МОЁ!» с просьбой напечатать его.

Любимые читатели, просим вас ознакомиться со списком. Возможно, кто-то из вас узнает в нём о судьбе своего пропавшего без вести родственника. Обратите внимание, что за 77 лет география Воронежской области поменялась. Названия большинства районов сменились, часть земель присоединили к соседним областям. Чтобы было легче ориентироваться, мы разделили фамилии по районам, где в настоящее время могут проживать потомки красноармейцев. В справке же указаны названия старых населённых пунктов.

Ещё корреспонденты «МОЁ!» разослали данные о красноармейцах в районные администрации Воронежской области. Мы надеемся, что местные власти помогут потомкам бойцов, воевавших с фашистами, получить информацию о пропавших родственниках. Если вы тоже обладаете такой информацией, позвоните в нашу редакцию по телефону 267-94-00.

Каким образом ведутся поиски потомков красноармейцев, читайте в газете «МОЁ!», свежий номер которой выйдет 10 июля.

Подписывайтесь на «МОЁ! Online» в «Дзене». Cледите за главными новостями Воронежа и области в Telegram-канале, «ВКонтакте», «Одноклассниках», TikTok, и YouTube.