Воронежец побывал в экспедиции на Северном полюсе
Наш земляк сопровождал в круизе группу иностранных туристов
- Ещё чашки есть? Подставляйте, - гость редакции «МОЁ!» Виктор Будаев достаёт бутылочку и разливает воду – примерно по полтора сантиметра в каждую чашку. – Теперь пробуйте. Ну как?
Вода в чашках немного напоминает минеральную. Такое ощущение, что она более плотная по сравнению с водой, к которой мы привыкли. И даже еле-еле солоноватая.
- Это вода с Северного полюса, - говорит наш гость. – Представляете, бирюзовая-бирюзовая льдина. Я откалывал от неё маленькие кусочки и складывал в бутылку. Жалко, что одну только набрал.
Ещё полгода назад 53-летний Виктор Будаев и не представлял, что может оказаться на Северном полюсе. Счастливый случай подвернулся неожиданно.
- Я биолог по образованию, - говорит наш гость. – Пять лет был сотрудником ВГУ. Потом дорога увела в другую сторону. Сейчас я работаю мастером участка на производстве детских и спортивных площадок.
Один из бывших соратников, сотрудничающий с национальным парком «Русская Арктика», сделал Виктору такое предложение, отказаться от которого он не смог. Во время июльского отпуска ему предложили поработать государственным инспектором, сопровождающим группу иностранных туристов в круизе на Северный полюс. Воронежцу предстояло выполнять задачу своего рода посредника между людьми и представителями дикой природы. Чтобы они друг друга не побеспокоили и не навредили.
О появлении белых медведей туристам сообщали по радио
Круиз проходил с 19 по 31 июля на атомном ледоколе «50 лет Победы». Судно само по себе не туристическое. Его задача - сопровождать караваны судов в северных широтах и разбивать лёд, чтобы они могли свободно двигаться. Но такая необходимость есть не всегда. Когда случаются простои, ледокол сдают для коммерческих круизов на Северный полюс.
На такое приключение купить путёвку может любой желающий. Правда, стоит она, мягко говоря, не дёшево. На сайте одной туристической компании мы нашли цену – около 2 миллионов рублей, и то со скидкой. В стоимость путёвки входят, в частности, проезд туда-сюда на атомном ледоколе, высадки на островах архипелага Франца-Иосифа, экскурсии на вертолётах, подарочные куртка и сапоги.
В круиз, на котором работал наш земляк, ехали китайцы, американцы, малазийцы, словаки, венгры, аргентинцы – всего 126 туристов (в том числе двое подростков) в сопровождении гидов-переводчиков. Виктор Будаев стал одним из четырёх госинспекторов на судне. Они вышли из Мурманска и по Северному Ледовитому океану направились в сторону архипелага Земля Франца-Иосифа.
- У нас были вахты по 4 часа в день, - рассказывает Виктор. - В капитанской рубке мы вели наблюдение: когда появлялись моржи, белые медведи или нерпа, записывали координаты встречи. Потом эти сведения передавали в национальный парк, там эти данные обрабатывали, чтобы понимать, где скопления тех или иных животных, где вероятность встречи…
Вахту несли и гиды – они были глазами туристов, когда те ложились спать. Если в пределах видимости появлялось что-то интересное – белый медведь или необычная ледяная глыба, они объявляли об этом по радио.
- Туристы тут же мчались на палубу, иногда одеваясь на ходу, с фотоаппаратом наперевес, - смеётся Виктор.
Преследовать медведей запрещено!
На судне госинспекторы также следили за порядком: чтобы туристы не выбрасывали за борт мусор, не подкармливали медведей, закидывая льдины с борта ледокола, например, банками со сгущёнкой или конфетами. В инструкции была ещё масса ограничений для туристов.
- Нельзя входить в лежбище моржей и беспокоить их, - перечисляет Виктор. – Нельзя преследовать медведя на вертолёте…
Когда происходили высадки, госинспекторы охраняли периметр, за который выходить туристам не разрешалось. Они следили, чтобы людям ничего не угрожало.
- Медведи, не смотря на то, что они большие, часто появляются неожиданно, - рассказывает Виктор. - У нас был случай, когда мы пошли к нагромождению торосов (обломков льда – ред.). И оттуда такой медведь поднимает голову… То есть, при высадке пассажиров он может появиться в любой момент, и мы должны были его отогнать.
К счастью, эксцессов не случилось. Но на всякий случай у инспекторов были с собой сигнальные ракеты и охотничьи ружья.
- Обороняться можно было, в первую очередь, чтобы спасти жизнь туристов. Кстати, в инструкции о нас вообще речи не шло, - говорит наш собеседник.
На вопрос, не страшно ли было встречаться с медведем в снежной пустыне, Виктор пожимает плечами.
- Не страшно, потому что практически все жертвы белых медведей находятся в горизонтальном положении. Это тюлени, нерпы, моржи. А человек - вертикальный, он не вызывает у этого зверя ассоциаций с едой. Так что, убегая, желательно не падать.
Как выглядит полярное лето и что иностранные туристы думают о русской Арктике, читайте в электронной версии газеты "МОЁ!+"
Читать все комментарии