Эксперт рассказал воронежцам, как выбрать бутылку хорошего вина в магазине

Крымский винодел Алексей Чернега также оценил шансы Воронежской области на то, чтобы претендовать на звание винодельческого региона

11.11.2022 15:02
38 12002

В Воронеже 8 ноября в рамках ярмарки российских производителей вин прошёл мастер-класс главного винодела крымского предприятия «Усадьба Перовских» Алексея Чернеги. В беседе с корреспондентом «МОЁ!» он рассказал, как себя чувствуют отечественные виноделы в условиях санкций, на что обращать внимание при выборе вина в магазине и есть ли перспективы у воронежского виноделия.

— Алексей, насколько сильно санкции ударили по поставкам импортного вина в Россию, заметно ли поредели полки?

— Довольно заметно. Знакомые ритейлеры говорят, что количество импорта уменьшилось значительно, а цены увеличились до 30%. Когда твоё любимое Бордо вместо 900 рублей начинает стоить 1 400, это может заставить посмотреть в сторону российского производителя.

— Получается, что пустеющие магазины на руку нашим виноделам?

— Конечно. Происходящее сейчас — олицетворение поговорки «Не было бы счастья, да несчастье помогло». Так уж получилось, что российскому виноделию помогли сначала ковидные времена, в которые выросли продажи, а затем, из-за нынешних сложностей с импортом, крупные российские дистрибьютеры обратили внимание на отечественное вино. Сейчас продажи базовых российских вин взлетели. Хотя есть некоторые просадки в среднем и высоком ценовых сегментах.

— Поставляется ли в Россию вино иностранных производителей по параллельному импорту?

— Поставляется, но из-за более сложной логистики на него выросла цена. Многие производители и поставщики вина, кстати, до сих пор не отказались от российского рынка.

— Сталкиваетесь ли вы с предрассудками по отношению с отечественному вину среди потребителей?

— У многих людей в головах в этом смысле один большой предрассудок. Вся моя работа в российском виноделии — это борьба со стереотипами. Люди думают: «Ой, это кисло, невкусно, у нас не могут ничего хорошего сделать». Здесь ещё вопрос цены играет роль — почему-то считается, что российское вино должно стоить в два раза дешевле импортного…

— Потребитель видит в магазине бутылку испанского вина за 500 рублей, а рядом бутылку российского с таким же ценником. Большинство выберет Испанию, конечно.

— Я хоть и русский винодел, но не побоюсь сказать, что Испания в этом случае будет, скорее всего, лучше. У нас сейчас только начинают появляться меры господдержки для производителей, только начинает формироваться культура производства, возникает когорта виноделов, которые любят вино и делают его красиво, круто и качественно.Но мне кажется, они должны быть благодарны, что они растут в такой конкурентной среде, которая делает их сильнее.

— Сейчас западные производители уходят с нашего рынка, а вместе с ними, получается, уходит и конкурентная среда.

— Да. Но российские виноделы уже начинают конкурировать между собой. Раньше этого не было. Теперь же, когда увеличился объём производства, мы можем «бодаться» между собой.

Алексей Чернега. Фото: предоставлено организаторами мероприятия 

— Как человеку в магазине выбрать бутылку хорошего российского вина, на что ориентироваться?

— Я бы посоветовал обратиться к рекомендациям российских винных экспертов, например, Дениса Руденко или Артура Саркисяна. Есть гид Роскачества с дегустационными заметками. Что касается состава на этикетке, то не нужно бояться наличия там серы — это абсолютно нормальная вещь. Я бы, конечно, не советовал обращать внимание на подозрительно дешёвые вина — ко всему, что дешевле 350 рублей, лучше относиться с подозрением. Доверяйте большим производителям — они держат уровень, у них хорошее оборудование. Скорее всего, их продукт будет, если не выдающимся, то как минимум качественным. Разумеется, на бутылке должен быть указан сорт винограда, год, место его происхождения. Я бы советовал отдавать предпочтение сформировавшимся винодельческим регионам: Крым, Ростов, Кубань.

— Главные проблемы российского вина кроются в производстве или же маркетинге? То есть у нас проблемы с качеством или с умением продавать?

— Я думаю, что со вторым. Качественное вино мы можем сделать — у нас есть доступ ко всем технологиям, продуктам и консультантам. Но с маркетингом у массы наших производителей проблемы. Многие собственники бизнеса не понимают, что надо работать над позиционированием и считают, что достаточно сделать классный продукт, который сам себя продаст. Вино — это же сложная штука. Люди хотят купить не просто алкоголь, а эмоцию.

— Есть в России какой-то национальный сорт, который известен на западе именно как наш? У Италии есть «Санджовезе», у Германии «Рислинг», а у нас?

— Вероятно, тут скоро поборются между собой крымский «Кокур» и краснадарско-ростовский «Красностоп». Первый достаточно универсален — из него делают игристые, белые и оранжевые вина. С «Красностопом» же сейчас учатся работать так, чтобы он не получался зубодробительно танинным (вязким — прим. «Ё!»). Россия определённо должна быть интересна западу именно своими местными сортами.

Фото: предоставлено организаторами мероприятия 

— У нас в одном из районов Воронежской области собираются запустить производство вина, как сообщается, в промышленных масштабах. Наш регион не столь южный, может ли получиться что-то классное, как считаете?

— Мне кажется, что это какое-то заигрывание с бюджетами. У нас на юге России есть огромное количество неосвоенных площадей, подходящих для виноградарства. Я очень уважаю энтузиазм людей, которые выращивают виноград в северных широтах, но с подобным рвением я бы пригласил их на юг нашей страны. Там этим заниматься гораздо проще, и они со своей энергией многое смогут перевернуть. Хотя, вдруг что-то и у вас тут получится, несмотря на исторически не винодельческий регион.

— Чего не хватает российскому законодательству в области производства вина?

— Наверное, не хватает контроля качества продукции. Сейчас следят в основном за тем, чтобы производитель заплатил налоги. В Европе есть дегустационные комиссии, решающие соответствует ли вино производителя уровню качества определённого региона, в котором собран виноград. Если соответствует, то производитель может писать название региона на своей этикетке. Так у потребителя формируется уровень доверия к конкретным винодельческим местам. У нас сейчас это только зарождается. Я бы внимание властей переориентировал с контроля за каждой копеечкой на формирование таких комиссий. Считаю, что государство не должно протекционистскими методами закрывать рынок импортного вина. А вот поддерживать отечественных производителей властям стоит: компенсировать затраты на посадочный материал и закупку оборудования, заниматься просвещением потребителей.

Комментарии (38)