Проверено «МОЁ!»: почему стоит прокатиться на «Графском поезде»

Рассказываем, как купить билет, что можно увидеть в вагонах поезда и на станциях

19.05.2023 21:32
МОЁ! Online
5

Читать все комментарии

Войдите, чтобы добавить в закладки

Как купить билет на туристический «Графский поезд», курсирующий по Воронежской области

О ретропоезде, который возит туристов с 2021 года, многие воронежцы наверняка слышали. И не только о нём, но и его необычный сигнал. Состав из двух вагонов везёт паровоз марки Л-2349 с ласковым прозвищем «Лебедянка» — по фамилии создателя Льва Лебедянского. Самый настоящий, работает на угле, сильно дымит и гудит так, что слышно, как сказали бы сто лет назад, за три версты. Дедушка-локомотив уже справил 80-летний юбилей, но выглядит как новенький — его тщательно отреставрировали.

Состав с официальным названием «Графский поезд» курсирует по маршруту Воронеж — Графская — Рамонь и обратно. Билеты купить очень сложно, экскурсии для школьных групп расписаны на годы вперёд (и это не шутка). А вот поймать билеты для семьи или небольшой компании реально. Корреспондентам «МОЁ!» это удалось. Рассказываем, как это сделать и что вы увидите, прокатившись на ретропоезде.

Где купить билет?

Билеты нужно бронировать заранее, причём готовьтесь к тому, что вам могут предложить дату через месяц, а то и два. Заявку можно оставить тремя способами:

  • в туристско-информационном центре в здании слева от вокзала «Воронеж-1»;
  • по телефону 8-962-330-87-65;
  • на вокзале «Воронеж-1».

Стоимость взрослого билета — 292 рубля, школьникам — 50%-я скидка (нужна справка из учебного заведения). Плюс 1 000 рублей с человека за экскурсию. Она оплачивается дополнительно, но в обязательном порядке. Покататься на ретропоезде без экскурсионного обслуживания нельзя.

Маршрут ретропоезда

Ретропоезд курсирует по праздничным и выходным дням. Готовьтесь встать пораньше и посвятить поездке целый день. Состав отбывает с вокзала «Воронеж-1» в 9:38, а возвращается в 18:08. По дороге вы остановитесь на станции Графская, где увидите воссозданный зал ожидания конца позапрошлого — начала прошлого столетия. На следующей станции, в Рамони, вас ожидает экскурсия под названием «Быт начальника станции XIX века». Затем автобус довезёт пассажиров поезда до замка принцессы Ольденбургской в Рамони. Они прогуляются с экскурсоводом по парку, по Свитскому корпусу (в котором жила свита высокопоставленных особ) и по отреставрированной части самой усадьбы. Далее — свободное время и дорога обратно. Кстати, как рассказали «МОЁ!» проводницы, по дороге домой за дополнительную плату можно прокатиться в самом паровозе и даже попробовать себя в роли кочегара — покидать уголь в топку.

Что внутри состава?

Оба плацкартных вагона симпатично оформлены в ретростиле — занавесочки, скатерти, лампы с абажурами, обои. На стенах — портреты наших известных земляков и их биографии. Есть и фотозона — это самое первое купе, где перед окном сидит импозантный молодой человек в цилиндре. Он крепкий — можно на него смело облокачиваться, проверено лично. Во время поездки по радио включают экскурсию. Скорее всего, дети не дадут вам её послушать, но всё же… Проводницы тоже одеты в ретростиле — кокетливые круглые шляпки, приталенные пальто. Туалеты в вагонах, если что, самые обычные — современные.

Графская. Зал ожидания

Очень колоритное помещение — здесь и доска со старинными воронежскими (!) объявлениями, и скамейки для пассажиров, и деревянный кассовый павильон, и буфет с самоваром и связкой баранок, и даже пианино, на котором экскурсанты в обязательном порядке пытаются побренчать. А в стеклянных витринах — разные интересные вещицы, которые наши прабабушки и прадедушки брали с собой в дорогу. От молитвенников до миниатюрных игральных карт.

Если что, здание вокзала не искусственно состаренное, это вполне аутентичный памятник архитектуры позапрошлого века, который охраняется государством. Он очень красивый — мозаичная плитка, барельефы. Кстати, с одним из этих барельефов связана примета. Слева от входа, над дверью, можно увидеть господина с саквояжем и даму с зонтиком. Так вот, нужно загадать заветное желание и посмотреть барышне в глаза. Если она в ответ подмигнёт — значит, сбудется! Мы с мужем и дочерью дружно загадали, чтобы «Факел» на следующий сезон остался в Высшей футбольной лиге — и воронежская команда сразу же начала выигрывать! Так-то!

 

И немного истории. Станцию Графская выбрали в качестве достопримечательности не просто так. Она была открыта в 1868 году. Это была первая железнодорожная станция Козлово-Воронежской линии в пределах Воронежской губернии. А в декабре 1914 года здесь побывал император Николай II. После рабочей поездки по Кавказу царь приехал в Воронеж на главный вокзал. По случаю прибытия важного гостя был установлен шатёр в горностаевых мехах с золочёным двуглавым орлом, украшенный многочисленными лампочками. Рядом с Петровским сквером соорудили деревянные триумфальные ворота в русском стиле с башенками. Государя встретили хлебом-солью. А вскоре в Воронеж из Москвы на другом поезде прибыла и семья Николая — жена и две дочери, Ольга и Татьяна. Первые лица передвигались по городу на чёрном «Роллс-ройсе». Посетили Митрофановский монастырь и офицерский лазарет при обители, несколько госпиталей.

А на обратном пути в столицу царская семья заехала на станцию Графская. Николая встретил местный голова, управляющий кондитерской фабрикой и предприниматели. Как следует из исторических документов, они доложили царю о ходе реконструкции завода, подвесной канатной дороги для перевозки грузов и новой конки до станции Рамонь. После чего император отправился дальше.

Рамонь. «Быт начальника станции XIX века»

В деревянном одноэтажном домике можно увидеть много интересного, ведь начальнику станции по долгу службы приходилось дневать и ночевать на работе. Это старинный кожаный диван, стол с зелёной бархатной скатертью, рабочий стол с телеграфным аппаратом Морзе, пишущая машинка с буквой «ять». А ещё свеча Яблочкова — угольная дуговая лампа, нечто среднее между свечкой и привычным для нас электрическим светильником. Или фонарь с черепом — как выяснилось, такие вешали на вагоны, в которых везли ядовитые химикаты. Ещё один любопытный экспонат находится во дворе дома. Это «велосипед», который ездил по рельсам. На такой велодрезине работники железной дороги двигались по путям для их осмотра и по другим надобностям.

Отдельного внимания заслуживают предупреждающие плакаты прошлых лет: «Берегись буферов» и «Не прыгай на ходу». На картинках детально и весьма натуралистично изображено, что произойдёт с нарушителями этих запретов.

Ещё интересно узнать про цены. Например, в начале прошлого века дорогой железнодорожный билет до Москвы стоил 11 рублей 50 копеек, дешёвый — 2 рубля 30 копеек. При этом буханка хлеба продавалась по 3 копейки за штуку. Итого бюджетная поездка стоила как 77 булок. В наше время «хлебно-билетная» пропорция выглядит так: одна бюджетная поездка — 53 буханки (плацкарт до столицы — около 1 700 рублей, «кирпичик» чёрного — 32 рубля).

ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ

Что нужно знать перед поездкой

  • Возьмите с собой воду и перекус. Но если что, голодными вы, конечно, не останетесь — проводники в вагоне по традиции предлагают чай-кофе и разные сладости.
  • Велик соблазн одеться понаряднее для фотосессии. Но не советуем: ходить придётся довольно много, на каблуках это будет проблематично.
  • Не рекомендуем ехать на эту экскурсию с дошкольниками — им будет скучновато, да и утомительно.
  • Если вы хотите вернуться в город пораньше, можно после окончания экскурсии в замке Ольденбургских уехать на автобусе. Автостанция находится в пяти минутах ходьбы от усадьбы. Автобусы курсируют каждые 15 — 20 минут. Конечная остановка — воронежский Центральный автовокзал.

В ТЕМУ

В Воронеже появился новый туристический маршрут «Бобрёнок»

Новое предложение для любознательных от РЖД действует с 29 апреля. Как наверняка догадались читатели «МОЁ!», туристический поезд из трёх вагонов, украшенный изображением бобров, доставит пассажиров к биосферному заповеднику имени Пескова. Тематическая железнодорожная экскурсия неспроста появилась именно сейчас — в этом году бобриный заповедник отмечает своё 100-летие. По пути к заповеднику поезд сделает остановку на станции Графская, где, как мы уже писали выше, воссоздан зал ожидания конца XIX — начала XX века. Там для посетителей предусмотрена 20-минутная экскурсия. Стоимость билета — от 200 рублей. Экскурсия в заповедник оплачивается отдельно. Курсирует «Бобрёнок» по выходным и праздничным дням.

КСТАТИ

  • Первой железной дорогой в России (и шестой в мире) в 1837 году стала Царско­сельская ветка, соединившая Санкт-Петербург и Павловск.
  • Подготовку паровозных машинистов в России сегодня ведёт единственное учебное заведение  — Курская дорожно-техническая школа.

Подписывайтесь на «МОЁ! Online» в «Дзене». Cледите за главными новостями Воронежа и области в Telegram-канале, «ВКонтакте», «Одноклассниках», TikTok, и YouTube.