Как приучить ребёнка к труду
Многие родители хотят, чтобы их дети мыли за собой посуду и убирали в своей комнате
Рассказываем, как сделать так, чтобы ваши дети не разбрасывали игрушки, мыли за собой посуду и убирали в своей комнате.
Принцип трёх «П»
Это Понятность, Предсказуемость, Последовательность. В каждой семье есть иерархия, обычно во главе стоят папа и мама.
Они решают, какими будут законы в семье, и они же отвечают за их исполнение. Не дети, а мама с папой.
Подумайте, какие законы вы хотите ввести в своей семье, какие в ней уже действуют?
Законы хорошо исполняются, когда основаны на ценностях и убеждениях, когда за ними не скрывается двойное послание, когда все члены семьи верят в их смысл.
Например, ценности и убеждения в семье: помогать другим, заботиться о других и о себе.
Законы:
- Обязанность детей после еды убирать и мыть за собой посуду.
- Приходя из школы, дети должны переодеться и повесить школьную форму в шкаф.
В идеале, если сами родители разделяют эти убеждения и поступают так, как учат детей, то есть следят за своей одеждой и помогают друг другу в домашних делах, трудностей и вопросов с исполнением подобных правил не возникает.
Когда начинаются проблемы
- Когда целью родителя становится не привить ребёнку полезный навык, а настоять на своём, вступить в борьбу и одержать верх.
- Когда стремление к чистоте становится навязчивостью, и, вместо того чтобы выслушать своё чадо в конце дня, разделить его тревоги и успокоить, родитель отфутболивает его, выставляя бесконечную череду требований.
- Когда требования выдвигаются непоследовательно и всё время меняются: если сегодня у мамы хорошее настроение, оказывается, посуду можно и не помыть, лишний час посмотреть телевизор; завтра уставшая и раздражённая мама одёргивает за малейшую оплошность, припоминая все прошлые провинности.
«П» первое: ПОНЯТНОСТЬ
Знает ли ваш ребёнок, что входит в его обязанности, когда и как он должен их выполнять, и, главное, согласен ли он с этим?
Часто оказывается, что в голове у родителя есть идея, что ребёнок сам должен знать, что нужно сделать, а главное, хотеть этого. Родители спрашивают: «А что, ты сам не знаешь? Неужели непонятно?»
Это неконструктивный способ общения: эмоциональная связь между родителем и ребёнком нарушается, ребёнок слышит претензию, ещё не имея возможности ничего исправить, он уже виноват и чувствует себя плохим. А родители — недовольные «полицейские».
Конструктивным будет собраться всем вместе и доброжелательно обсудить правила и законы, которые действуют в семье или будут отныне действовать. Важно услышать всех «недовольных», дать всем высказаться, аргументировать и показать веру в непреложность данного правила. А когда оно всем понятно и с ним согласны, добиться, чтобы оно прижилось и стало привычкой.
Законов и правил не должно быть слишком много. Это тоже закон. Но те, что были заявлены, должны неукоснительно выполняться.
Не ждите, что дети с горящими глазами бросятся мыть посуду. Возможно, так и будет иногда, если вы станете поощрять детей, отмечать их самостоятельность.
Но иногда будет и иначе: дети станут отлынивать, приводить аргументы, что устали, не могут и вообще хотят спать.
Помните, что никто не рождается с привычкой к чистоте и любовью к труду. Эти навыки прививаются в семье долго, потребуется много терпения и понимания.
«П» второе: ПОСТОЯНСТВО
Каждый раз придётся следить и добиваться, чтобы однажды провозглашённый закон действовал. Когда шутками и уговорами, когда с помощью твёрдости и строгости. Вкладывая немало сил, времени и энергии. Это и есть родительский труд.
Приготовьтесь к тому, что посуда окажется вымыта неидеально, будет биться, ребёнок намокнет. Но если вы проявите терпение и понимание, однажды он научится делать хорошо.
Не всё получается с первого раза, и сопротивление ребёнка придётся принимать, и тут важно уметь справиться со своими чувствами: с собственным раздражением, с желанием побыстрее сделать всё самому.
Справляться со своим состоянием помогает сочувствие — к себе самому и к ребёнку. Вспомните, как трудно бывало вам, к примеру, выходить по утрам на пробежку. Каждый раз преодолевая лень. Наверняка у вас есть опыт того, что и вы не справлялись, уставали и забивали на свои решения. Вы, взрослый разумный человек! А каково это всё ребёнку? Представьте, что вам нужно покрасить стены и потолок в комнате, а вы никогда раньше этого не делали. Сколько краски пролилось бы зря, как бы вы сами измазались, а главное, что бы чувствовали в этот момент! И опытный маляр, который показывал и рассказывал бы, что нужно делать, спокойно выдерживая вашу «практику», помог бы вам больше, чем тот, кто ругал бы за каждый промах.
«П» третье: ПРЕДСКАЗУЕМОСТЬ
Если родитель то добрейший человек, то кричит благим матом, если сегодня он следит за исполнением правил, а завтра о них забывает, то навык трудиться не формируется, а психика ребёнка травмируется. Все силы ребёнка тратятся на то, чтобы предугадать реакцию родителя и подстроиться под неё, а не на то, чтобы овладеть умением.
Если ребёнок знает, что каждый раз после того, как закончится ужин, мама и папа не забудут о мытье посуды, то скоро и сам будет об этом помнить, у него сформируется привычка.
А если процесс мытья посуды будет сопровождаться положительными эмоциями, когда родители его поддерживают и шутят, например, то такая привычка станет внутренней ценностью уже для самого ребёнка и, возможно, он воспроизведёт этот опыт уже в своей семье.
Если навыки прививаются в насильственной манере, то реакцией может стать протестное поведение. И ребёнок будет демонстративно разбрасывать мусор и валяться непереодетым, забивая на правила.
У вас в семье происходит что-то подобное? Это тревожный сигнал. Возможно, вы как родитель не справляетесь с собой, со своими переживаниями, раздражение и злость проскальзывают в ваших реакциях. А ребёнку поэтому хочется мстить и протестовать.
Многие психологи считают, что приучать ребёнка к труду можно уже с 2 — 3 лет. Например, попросить малыша принести тот или иной предмет, поставить ровно ботиночки после прогулки, повесить свою курточку на вешалку (если она, конечно, расположена на уровне роста ребёнка). А дети постарше, 4 — 5 лет, должны убирать свои игрушки, складывать вещи, кормить питомцев, помогать убирать посуду со стола, помыть за собой чашку.
Автор:
Комментарии (1)