Воронежцам рассказали, как работает реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями

Врач-куратор назначает консультации специалистов и пробные педагогические занятия

13.09.2023 22:29
МОЁ! Online

Читать все комментарии

Войдите, чтобы добавить в закладки

Читайте МОЁ! Online в
Воронежцам рассказали, как работает один из самых эффективных центров для особенных детей 

Редакция продолжает публиковать материалы проекта «РАСскажи МОЁ!», направленного на оказание информационной помощи семьям, столкнувшимся с диагнозом «расстройство аутистического спектра». На мои вопросы о реабилитации детей с РАС ответила врач-психиатр, заведующая новым отделением помощи семье областного центра реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями «Парус надежды» Ольга Анатольевна Галкина.

О центре

Ольга  Галкина

— Изначально центр создавался для детей с ДЦП, сейчас же неврологическая патология уступает психиатрической по количеству детей. С января по июнь 2023 г. в центр поступило 305 детей, 148 из которых имеют психиатрическую патологию. К нам приходят дети, как правило, с уже установленным в различных медицинских учреждениях диагнозом. В момент зачисления в центр ребёнку с ограниченными возможностями (ОВЗ) определяются врач-куратор и социальный работник, которые сопровождают его во время длительного реабилитационного процесса — дети-инвалиды наблюдаются в центре до 18 лет.

Психологическое расстройство ребёнка — это не только его особенности развития, но и общая проблема для его родных и близких, поэтому перед специалистами центра стоит сложная задача — нормализовать атмосферу в семье через деликатную работу не только с ребёнком, но и с каждым её членом. Процесс этот длительный, трудоёмкий, требующий командного подхода всех специалистов. В отделении помощи семье хорошо зарекомендовал себя экспертный совет (ЭС), на заседание которого приглашается вся семья, включая братьев, сестёр, бабушек и дедушек. Экспертами: психиатром, дефектологом, психологом — проводится комплексная диагностика ребёнка и семьи, ещё раз уточняется диагноз, вырабатывается программа реабилитации ребёнка, даются рекомендации всем членам семьи.

Фото: центр «Парус надежды» 

Как проходит реабилитация?

— Реабилитационный процесс начинается с диагностического 2-недельного курса, где ребёнку врачом-куратором назначаются консультации специалистов и пробные педагогические занятия. Пробные, потому что дети нередко имеют особенности поведения (гиперактивность, стереотипное поведение и интересы, ритуальность, агрессия, истерики, страхи и др.), нарушения коммуникации и речи (не смотрит в глаза, имеет задержку речевого развития, не понимает обращённую речь и другие). Во время первого курса продолжаются диагностика ребёнка и семьи, адаптация ребёнка и семьи к центру и специалистам, начинается коррекционная психолого-педагогическая работа. Затем психиатром-куратором ребёнку назначается медицинская и педагогическая реабилитация. Специалисты проводят индивидуальные занятия, собирают родительские группы. Дети могут посещать трудовые мастерские, бассейн, спортивные секции, творческие студии, заниматься по другим показанным им направлениям.

Родители детей дошкольного возраста могут посещать родительские группы «Ранняя пташка» и «9 шагов», где под наставничеством опытных специалистов их учат понимать и принимать особенности ребёнка, использовать эффективные приёмы для развития его коммуникации, игры, а также работать над социальной и бытовой адаптацией ребёнка. Программа обучения родителей включает занятия в группе и домашние визиты специалистов в семью. Дома происходят глобальные изменения — по-другому выстраивается расписание дня всей семьи, составляется меню с учётом особенностей и пожеланий ребёнка, которые зачастую бывают очень однотипными. На стены вешаются карточки, где нарисованы ориентиры — унитаз, рукомойник, игровая. Проводится работа по формированию навыков пользования туалетом, игровой деятельности, бытовых навыков — держать ложку, одеваться и раздеваться и других.

Умение сотрудничать, общаться и разделять совместные интересы — основные проблемы в социализации детей с РАС и аутизмом, поэтому в реабилитации им так важна поддержка родителей.

В этом кресле ребёнок может «спрятаться», 
закрыв крышу. Фото: Елена Иванова
В центре на столике для рисования лежат детские рисунки — они не похожи на привычные картинки с животными и цветочками. На рисунках особенных детей сплошные линии без намека на сюжет. Фото: Елена Иванова

Какой результат?

— В процессе реабилитации у детей с РАС и аутизмом улучшаются все сферы психической деятельности, социальная и бытовая адаптация, дети становятся более открытыми для общения со сверстниками, с родителями и другими людьми, научаются лучше понимать ситуацию и себя в ней. У них открываются и реализовываются творческие и спортивные таланты — дети участвуют в спортивных соревнованиях, творческих конкурсах, гастролируют с концертами по стране.

У родителей вырастает уровень принятия своего ребёнка, они начинают лучше понимать его особенности. Центр даёт детям с ограниченными возможностями и их родителям общаться между собой, не замыкаясь в рамках дома и семьи, посещать интересные мероприятия и ходить на занятия под руководством опытных специалистов. Успех реабилитации возможен только при соблюдении следующих условий: командной работы специалистов, взаимодействия семьи с центром и готовности всех членов семьи активно участвовать в реабилитационном процессе.

НА ЗАМЕТКУ!

Направление на бесплатную реабилитацию в «Парус надежды» можно получить у участкового или частного психиатра. Диагноз должен соответствовать направлению реабилитации. Правда, из-за большого количества пациентов придётся постоять в очереди — время ожидания вызова на курс с момента получения направления составляет до 2 месяцев. Как правило, можно пройти 2 курса в год. Для консультации позвоните по номеру 255-73-71.

ЦИФРА

  • В настоящее время на диспансерном учёте с установленным диагнозом РАС состоит 981 ребёнок (в 2022-м — 974) и 317 детей (в 2022-м — 298) наблюдаются в группе риска. Всего под наблюдением по состоянию на 01.07.2023 состоят 1 298 детей (в 2022-м — 1272).

Справка «Ё!»

Где ребёнок с РАС получит помощь

По данным департамента здравоохранения Воронежской области, дети с диагнозом «расстройство аутистического спектра/аутизм» могут пройти медицинскую реабилитацию в трёх медицинских учреждениях Воронежа, работающих с детьми с ментальными нарушениями:

  • в центре ментального здоровья на базе отделения медицинской реабилитации «Солнце» детской поликлиники № 5 ВГКБ № 11;
  • в центре ментального здоровья на базе детской поликлиники № 11 ВГКП № 4;
  • в детском диспансерном отделении с дневным стационаром областного психоневрологического диспансера.

Кроме того, бесплатную реабилитацию по данному заболеванию можно пройти в учреждениях, подведомственных департаменту социальной защиты населения Воронежской области:

  • АУ ВО «Областной центр реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья»;
  • КУ ВО «Борисоглебский зональный реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Журавлик».

Клиническое обследование ребёнка раннего возраста с нарушением психического развития можно пройти в психоневрологическом отделении для детей раннего возраста ВОДКБ № 1, а также в областном психоневрологическом диспансере.

В центрах ментального здоровья детских поликлиник № 5 и 11 помощь детям с РАС оказывается за счёт бюджетных средств, т. е. для пациентов бесплатно (за счёт средств ДМС не оказывается).

Обратиться в центры могут родители с детьми от 1 до 4 лет, проживающие в Воронеже, по направлению от врачей: педиатра, невролога, психиатра детской поликлиники.

В центрах проводятся индивидуальные и групповые занятия с логопедом, дефектологом, педагогом, психологом, инструктором по ЛФК и музыкальным работником. При наличии врачебных рекомендаций ребёнку проводится медикаментозная, физиотерапия и массаж. Курс занятий составляет в среднем 1,5 мес.

КСТАТИ

  • Если объяснять простыми словами,  принцип АВА-терапии состоит в подкреплении  правильного поведения ребёнка и игнорировании  нежелательного.
  • У аутичных детей отмечается отсутствие интереса к изобразительной деятельности или чрезмерное влечение к ней, иногда даже одаренность. Их рисунки часто примитивны — одни размазывают черную краску по листу, другие покрывают лист только яркими пятнами.
  • Для занятий дома родителям особенных детей могут пригодится дидактические материалы, наборы игрушек для развития тактильных навыков и моторики, слухо-речевого восприятия, а также текстурированные ролики и другие приспособления.

«РАСскажиМОЁ» — социальный проект, направленный на оказание информационной помощи семьям, столкнувшимся с диагнозом РАС. Мы спросим у лучших специалистов города, как проверить ребёнка на РАС, как поступить, если диагноз уже поставлен, какая помощь государства вам положена и как её получить, где найти моральную поддержку.

Мы обязательно опубликуем истории родителей, воспитывающих особенных детей. Если вы хотите стать героем проекта и поделиться своим опытом, напишите нашему журналисту: elenaivanova.press@mail.ru

Вы можете присоединиться к проекту и опубликовать свою историю у себя в социальной сети. Для этого ставьте хештег #РАСскажиМОЁ. Вы не одни!

Подписывайтесь на «МОЁ! Online» в «Дзене». Cледите за главными новостями Воронежа и области в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках», а видео смотрите в RuTube и «VK Видео».