«Купили дом, а теперь нас выставляют на улицу»
Покупка дома на несколько владельцев обернулась судами и враждой соседей
Воронежские пенсионеры Александр и Раиса Ивановы (фамилия героев изменена) никак не могут договориться со своей новой соседкой. В конце 2022 года они купили часть дома, поделённого на нескольких хозяев, но радоваться новоселью долго не пришлось. Спустя три месяца Ивановых огорошили новостью — соседка через суд решила отвоевать их жильё. В иске женщина указала, что ей никто не сказал о готовящейся сделке, а, как совладелец дома, она имеет приоритетное право покупки.
Купит — не купит
Семья Ивановых ещё в марте 2022 года присмотрела часть старенького дома на улице Пролетарской — это частный сектор, в районе старого центра города. Сюда пенсионеры решили перебраться из области, поближе к детям. Вначале эту часть дома прежний хозяин сдавал в аренду, а потом решил выставить на продажу.
— Мы жили в этом доме как в съёмном жилье полгода, — рассказывает 68-летняя Раиса Николаевна. — Место нам это нравилось. Несмотря на то что центр, очень тихо, да и частный дом для нас, пожилых людей, комфортней, чем квартира. Поэтому, когда хозяин объявил о продаже, мы с мужем захотели купить это жильё. Хотя понимали, что процедура непростая. Сначала надо совладельцев спросить, не хотят ли они выкупить эту часть. И тогда никто из них не изъявил желание.
Продавец оценил свою часть дома в 1 миллион 800 тысяч рублей. Почти все его совладельцы на предложение выкупа написали свой отказ, кроме соседки Юлии.
— Летом Юля редко появлялась дома, — рассказывает Раиса Николаевна. — У неё есть ещё недвижимость, поэтому застать её здесь было сложно. А хозяин «нашей» части переезжал жить в другой город, искать соседку ему было некогда, поэтому он всю организацию продажи переложил на риелтора. И в конце сентября риелтор вышла на Юлю, предложила купить долю, но она отказалась. Сказала, что у неё нет таких денег, но и отказ от доли не стала писать.
Такой ответ не обрадовал ни владельца дома, ни пенсионеров, готовых купить жильё хоть завтра — у Ивановых была на руках нужная сумма. Тогда продавец обратился к нотариусу, чтобы через него уведомить соседку о том, что он хочет продать свою долю в доме. По закону, если в течение месяца совладелица не ответит согласием на выкуп, тогда можно продавать долю третьим лицам.
Куда идти, на улицу?
Извещением занимался нотариус из Ярославля, куда переехал жить продавец. Документы были все подготовлены и отправлены на адрес дома, о котором идёт речь. Однако через какое-то время письмо вернулось обратно.
— Мы все подумали, что Юля просто проигнорировала это письмо, она же говорила, что покупать не будет, — говорит пенсионерка. — И я уверена, что она видела это извещение, потому что в сентябре часто приезжала, делала у себя ремонт. Почтовый ящик она всегда просматривает. Ну, раз ей ничего не нужно, так и решили, что через месяц оформим сделку.
Ивановы купили часть дома в конце ноября, оформили все документы через нотариуса, зарегистрировали недвижимость и стали обживаться: что-то подремонтировали, поменяли трубы и сантехнику, планировали сделать ремонт.
— А тут в феврале открываю почтовой ящик, а там письмо с повесткой в суд, — говорит Раиса Николаевна. — В нём указывалось, что соседка Юля хочет оспорить сделку и просит передать ей права на выкуп нашего жилья.
Как выяснилось уже на суде, Юлия заявила, что не получала никаких извещений о том, что идёт продажа доли дома. Пенсионеры парировали: «Как же, вот — нотариус отправлял письмо, а вот — заверенные им печатью документы», но женщина только развела руками. И утверждала, что не видела писем, мол, по указанному адресу она только пребывает, а адрес регистрации у неё совершенно другой.
Другие собственники на суде были на стороне пенсионеров, подтвердили, что Юлия часто приезжала в сентябре домой. И слышали о том, что риелтору она сказала, что покупать долю не собирается. Но женщина стояла на своём: тогда не хотела, а через пару дней передумала.
В итоге суд встал на сторону соседки. В июле было вынесено решение о том, что Юлию как сособственника дома не уведомили должным образом о продаже доли. А так как владельцы долей имеют преимущественное право покупки, то любой из них может в течение трёх месяцев оспорить сделку и требовать перевода на него прав и обязанностей покупателя.
По извещению суд разъяснил, что если бы женщина уклонилась от получения документа в отделении связи и отправителю его вернули по истечении срока хранения или же она просто не проверяла бы почтовый ящик — тогда иск соседки был бы отклонён. Но если извещение вернулось из-за отсутствия адресата по указанному адресу (а в суде выяснилось, что письмо было направлено на адрес пребывания, а не регистрации), то оно считается недоставленным и недействительным.
Ивановы не согласились с решением суда и подали апелляцию, но, увы, и её проиграли.
— Юля уже на депозит положила ту сумму, которую мы заплатили, и просит собирать вещи и выезжать, — говорит Раиса Николаевна. — Я у неё спросила, неужели ей обязательно нужен этот дом? Но она непреклонна: «Да. И всё тут. Буду строиться». От всех этих новостей муж слёг с инфарктом в больницу. Пока бегаю к нему, а дальше что делать — не знаем. За год цены на жильё выросли, что мы можем за эти деньги купить? Куда нам идти, на улицу?
Семья Ивановых решила бороться дальше, подала на обжалование решения в кассационный суд, правда, шансов на решение в их пользу почти нет.
«Все риски при покупке вторички несёт покупатель»
Адвокат Юлия БАРКАЛОВА:
— Покупка недвижимости на вторичном рынке, а тем более части от общей долевой собственности, всегда влечёт за собой больше юридических рисков, чем при покупке в новостройке и на сто процентов обезопасить себя от этих рисков практически невозможно.
К сожалению, граждане очень часто надеются на риелторов, заблуждаясь, что риелторское сопровождение сделки гарантирует юридическую чистоту объекта недвижимости. Однако риелтор оказывает лишь информационно-консультационные услуги. Риелтор не отвечает за юридическую чистоту сделки, так как при появлении третьих лиц, имеющих право оспорить сделку, все риски несут только стороны договора, а не посредник.
С точки зрения действующего законодательства говорить о какой-либо ответственности нотариуса в данной ситуации не приходится. Данные об адресах сособственников, которые обладают преимущественным правом покупки, нотариус вносит со слов сторон сделки и проверять достоверность данных не обязан. Поэтому во избежание таких ситуаций нужно всегда для подстраховки направлять извещения по всем известным адресам, по которым может проживать сособственник. Увы, оспорить судебное решение очень сложно.
Ранее мы писали, что делать, если ваш дом оказался в охранной зоне. Юрист разъяснил, как доказать свои права на земельный участок.
Автор:
Комментарии (22)