Дорогу, разбитую при строительстве дороги для фермера, отремонтируют с опозданием на два месяца?
Подрядчик пока даже не приступал к работам, хотя по условиям контракта проезжую часть надо привести в божеский вид до 1 июня
«Обидно за людей. Всей деревней собирают для СВО необходимые вещи, свечи делают, сети плетут. А государство одному человеку за бешеные деньги дорогу делает и при этом для целой деревни дорогу убивает!»
Такое письмо 2 мая мне прислали из панинского села Большой Мартын, где порядка 400 жителей. Многие читатели «МОЁ!» помнят их печальную историю. В прошлом году жизненно важную для людей дорогу — единственную, связывающую их с внешним миром, — фактически уничтожили. Превратили в нечто труднопроходимое и опасное. Дорога тянется от села Криуша, которое стоит на федеральной трассе Курск — Саратов. Для жителей Большого Мартына от этих 11 километров зависит всё: их работа, учёба детей, возможность получить медицинскую помощь, продукты в деревню привозят тоже по ней.
По ней же большегрузы возили материалы при строительстве дороги для фермера из Бобровского района Максима Тринеева к его угодьям в районе Панинском — крестьянско-фермерскому хозяйству «Чернозём». Строили её по госпрограмме Воронежской области «Развитие сельского хозяйства, производства пищевых продуктов и инфраструктуры агропродовольственного рынка», утверждённой прежним губернатором Алексеем Гордеевым 13 декабря 2013-го. За казённые деньги — программа даёт такую возможность, — причём больше 90% финансирования федеральное. Обязательное условие: добавить денег должны муниципалитет, где находится стратегический сельхозобъект (как заказчик работ, из районного бюджета), и сам бизнес, претендующий на милость от государства (внебюджетные средства).
Дорогу в 13,6 километра для фермера Максима Тринеева заказывала администрация его родного Бобровского района. Контракт изначально стоил 414,8 миллиона рублей, к окончанию строительства немного подешевел — до 409 миллионов 148,6 тысячи. Фермер вложил копейки: в ответе на запрос «МОЁ!» в ноябре 2023-го в облправительстве сообщали, что заплатил он 12 миллионов 29 тысяч 920 рублей. Это 2,9% от общего ценника контракта, хотя по условиям госпрограммы должен был заплатить минимум 5%. Почему так — нам не ответили.
Фермер получил новую дорогую дорогу. А старая, советских выкроек проезжая часть от трассы Курск - Саратов до Большого Мартына нагрузки от строительных тяжеловесов не выдержала. В нарушение всех норм подрядчик — «Россошанское ДРСУ-1» — ради фермерской стройки не только не обеспечил сохранность полотна, организовав временные подъездные пути, но и окончательно его угробил.
Отвечает за полотно областное министерство дорожной деятельности. Чиновники разводили руками: мол, других дорог у строителей не было. Обещали всё «отремонтировать в кратчайшие сроки». При этом по разбитым колеям-буеракам — несмотря на прямую угрозу безопасности — школьные автобусы продолжали возить детей из Большого Мартына в Криушу. Подробности истории здесь и здесь.
Контракт уже подорожал
Госконтракт на ремонт мартыновской дороги воронежский министр дорожной деятельности Максим Оськин заключил лишь 18 марта 2024-го. Помимо неё туда включены три других: ещё одна в Панинском районе плюс в Хохольском и Рамонском. Общую стоимость работ изначально насчитали на 507 миллионов 581 тысячу рублей, финансирует региональная казна. Достался лот компании «СМУ-90», которая осваивает сотни миллионов на других крупных господрядах, в том числе на дублёре Московского проспекта.
По условиям проезжую часть до Большого Мартына надо отремонтировать на первом этапе исполнения: до 1 июня. Чтобы люди наконец смогли ездить, не рискуя здоровьем и жизнями. А уж затем, на втором этапе, до 1 августа, обустроить тротуар. Однако.
К своему посланию от 2 мая жители села приложили этот ролик, подписав: «Ни на какие работы пока нет и намёка!».
За полтора месяца не сделано ничего, времени остаётся меньше месяца.
Открываю систему «Госзакупки». Контракт успел подорожать на 3 миллиона 300 тысяч рублей. Причём дополнительное соглашение об этом министр Оськин и директор «СМУ-90» Александр Сотников скоропостижно подписали через месяц после заключения контракта, 22 апреля. Подрядчик уже получил аванс — 152 миллиона 274 тысячи рублей (67% от общей стоимости).
На редакционный запрос «МОЁ!» в правительство области, что сделано в рамках исполнения контракта, в министерстве дорожной деятельности сообщили:
«Завершён ремонт автодороги общего пользования в Хохольском районе от трассы Воронеж — Луганск к селу Устье, общая стоимость работ 45,902 миллиона рублей».
Тут уложились даже раньше срока: в графике участок, как и многострадальный до Большого Мартына, стоял первым этапом. Только на этом пока всё. Ремонт двух остальных дорог из контракта по графику изначально был растянут с 1 июня по 15 сентября. А за Большой Мартын пока действительно даже не брались. Объяснение областных чиновников:
«Работы начнут во второй половине мая в связи с неблагоприятными погодными условиями (переувлажнение грунта). Завершат до 1 августа».
Это включая работы по тротуару, для которого срок да — до 1 августа. А по проезжей части конкретики в объяснении нет. Что там успеют сделать за две недели — вопрос. При этом подрядчику, напомню, уже заплатили полторы сотни миллионов, хотя сделал он меньше, чем на полсотни. По поводу внезапного подорожания контракта в минавтодоре заявили: «Необходимость увеличения объёма работ в Хохольском районе».
Детей подвергают опасности?
В общей сложности на ремонт угробленной проезжей части до Большого Мартына и обустройство там тротуара зарезервировали пока 195 миллионов 950 тысяч рублей. Обещают «ликвидировать колеи», положить два слоя асфальтобетона, укрепить обочины и даже «восстановить остановочные, посадочные площадки на автобусных остановках». И кстати, об автобусах. Два школьных, которые возят детей из деревни в Криушу на учёбу и в сад, продолжают ездить по этой же разбитой и опасной дороге.
— В связи с тем, что альтернативных путей нет. Движение организовано реверсивное, — объяснение от министерства образования Воронежской области.
Чиновники добавили, что всё согласовано с Панинским районным отделом ГИБДД. При этом в ноябре 2023-го тот же отдел «рекомендовал» главе Панинского района Андрею Кичигину «прекратить перевозку детей до окончания ремонта» из-за угрозы безопасности».
…Я уже писала в прежних материалах: разбитую при строительстве дорогу «Россошанское ДРСУ-1» обязано было ремонтировать за свой счёт. В контракте с ним прописан отдельный пункт на сей счёт. Почему ему всё сошло с рук и в ликвидацию катастрофы вбухивают почти две сотни миллионов из регионального бюджета, ответа тоже нет.
В нашем дорожном министерстве ещё на волне скандала кивали на то, что, дескать, ту дорогу — к Большому Мартыну — и так собирались ремонтировать, и деньги из казны на неё всё равно бы потратили. А не стали потому… что ждали, пока закончится фермерская стройка. То есть пока сельскую дорогу добьют, и тогда денег под неё освоить придётся больше. Комментарии о том делает министерство, чтобы поддерживать её в более-менее вменяемом состоянии сейчас, мы от облправительства ждём.
Между тем на фермерской дороге, судя по этому видео от читателей, всё прекрасно.
Кто ею пользуется, какая там интенсивность движения, в министерстве дорожной деятельности уточнить не смогли: она не в их «оперативном управлении», все вопросы — к администрациям Панинского и Бобровского районов, где она проходит. Да: дорогу имени одного фермера содержат два районных бюджета. Но думаю, вопросы в этой истории — и местным чиновникам, и областным — всё же стоило бы задать другим ведомствам.
Читать все комментарии