Воронежский учитель: «Дайте нам заниматься любимым делом, а не заполнением бумаг»

В преддверии Дня учителя корреспонденты «МОЁ!» пообщались с опытным школьным педагогом и представителем молодого поколения учителей, чтобы понять, как они относятся к современной системе образования, ученикам и своей работе

11:45, сегодня
МОЁ! Online
6

Читать все комментарии

Войдите, чтобы добавить в закладки

Читайте МОЁ! Online в
Воронежские учителя рассказали, как они относятся к современной системе образования

Неля Анатольевна ПРОСВЕТОВА,
учитель математики в школе № 108

Фото: из архива героини публикации

Почётный работник общего образования. Победитель конкурса «Лучшие учителя России» в рамках приоритетного национального проекта «Образование»

Неля Анатольевна в образовании уже 33 года. Родившись в семье строителей в Воронеже, в детстве она занималась музыкой и вокалом, мечтала стать певицей и учителем. Но родители считали, что профессия певицы несерьёзная, поэтому выбор всё-таки пал на педагогику. После школы она поступила в ВГУ на математический факультет, чтобы получить фундаментальные знания предмета.

— Тогда у нас было непростое время перестройки, о стабильности мы могли только мечтать. Помню, как мой учитель математики сказала: «Сначала ты работаешь на математику, а потом математика всю жизнь работает на тебя». Учитывая то, что это был мой самый любимый предмет, долго думать при выборе профессии мне не пришлось, — вспоминает Неля Анатольевна.

О гуманитариях, математиках и профильных классах

— Люди делятся на несколько категорий: безусловно, среди учеников есть те, кто проявляет способности к математике, есть ребята, которым лучше удаются гуманитарные науки, и есть дети академически одарённые, одинаково сильные и в гуманитарных науках, и в физико-математических. Таким был мой ученик Дмитрий Загонов, выпустившийся в прошлом году. Он набрал 100 баллов по математике и русскому языку. Но с наскока относить ребёнка к какому-то направлению категорически нельзя. Прежде чем переводить его в профильный класс, нужно с ним долго общаться, наблюдать, анализировать предрасположенности. На мой взгляд, после 4-го класса это делать рано, в этом возрасте дети должны продолжать учиться по общеобразовательной программе с добавлением профильных часов по математике, английскому, другим предметам. А вот после 6-го это было бы как нельзя кстати. Важную роль в выборе направления играют не пожелания родителей, а искреннее желание школьника углубляться в какую-либо из дисциплин. Перейдя в профильный класс, не нужно бояться переходить на другое направление, если ребёнок понимает, что это не то, что он хотел бы изучать в дальнейшем. Это не слова, а вывод из личного опыта: одна из моих учениц училась в профильном математическом классе, а потом приняла решение углублённо изучать химию. У неё стало получаться — она поступила в московский университет по результатам олимпиад и проектной деятельности.

Про ЕГЭ

— Не буду оригинальной, если скажу, что систему ЕГЭ нужно если не отменять совсем, то точно видоизменять. Самым существенным плюсом этого экзамена является то, что ребёнок из любого провинциального города имеет шансы поступить в лучшие вузы России, не приезжая в них очно на этапах зачисления. А вот минус заключается в механике сдачи: школьников натаскивают на прохождение теста, не делая акцента на углублённое, вдумчивое изучение дисциплин. «Если этих тем нет в ЕГЭ, мы не будем их изучать! Я лучше тесты порешаю вместо того, чтобы изучать ненужные параграфы!» — вот что говорят современные школьники своим учителям.

Дети в 10 — 11-м классах должны работать, изучать всю школьную программу не ради экзамена, а для расширения кругозора, получения знаний, развития, в конце концов.

Скажу про математику: темы по интегралам нет в ЕГЭ, но на неё отводится немало времени в течение учебного года. И я вынуждена уговаривать старшеклассников её изучать не для сдачи ЕГЭ, а просто так. Разве это правильно?

Про современных школьников

— «Молодёжь уже не та» — фраза, набившая оскомину не одному поколению. Сейчас мы преподаём детям, воспитанным поколением девяностых. Это другие родители, совсем не похожие на нас, выросших в советское время — в эпоху правил, жёстких рамок и непоколебимых устоев. В лихие 90-е весь привычный уклад был разрушен: другое воспитание, другие идеи свободы, демократия, вседозволенность. Всё это отразилось и на обучении. Если в советское время учителя приравнивали к божеству, его безмерно уважали, не прекословили, то сейчас осуждение школы и учителя стало привычным делом. Но самое страшное, что эти темы обсуждаются на кухне, за общим столом, прививая нездоровый критицизм своим детям. Откуда же у них возьмётся уважение к преподавателю? Многие современные родители, следуя советам модных психологов, излишне мягко воспитывают детей, не приучают ребёнка трудиться, поощряют списывание. Всё это работает первые несколько лет, но потом ребёнку неизбежно становится тяжело учиться, и он начинает искать виноватых. И ими оказываются школа и учителя, которые незаслуженно «топят» хорошего мальчика или девочку. Авторитет учителя должен быть непоколебим. Безусловно, если это достойный учитель.

Про мотивацию учиться

— Мы не должны проигрывать бои в борьбе с гаджетами за внимание ребёнка. Не заставлять, а мотивировать ребёнка учиться — задача не только школы, но и родителей. В начальной школе мотиваторы не нужны, дети приходят с жаждой знаний, они хотят учиться и любят ходить на занятия. С 5-го по 8-й класс ситуация меняется, я предупреждаю, что дети могут упустить шанс углублённо изучить предмет, если сейчас не возьмутся за ум. Забивать на учёбу в это время крайне опасно, ведь даже в старшей школе вряд ли у них получится нагнать материал, если в среднем звене его изучали спустя рукава. Со школьниками с 8-го по 11-й класс общение строится практически на равных: без лишних сантиментов я объясняю, что если вы хотите быть успешными, нужно развиваться, трудиться и обязательно заниматься математикой. Тогда будут легче усваиваться химия, физика, биология, английский — предметы, построенные по определённой логике.

Про рейтинги и оценки

— Новшества в виде электронных дневников, которые должны были упростить жизнь, добавили в неё нервозности. Теперь каждый второй родитель мониторит: а не понизился ли рейтинг у его ребёнка? Какое у него место в параллели? Караул, он не вошёл в десятку лучших учеников! Призываю всех не обращать внимания на рейтинги. Знаю ребёнка, который занимает в классе последнее место. Смышлёный развитый мальчишка, увлекается робототехникой. Там он лучший, один из немногих создаёт серьёзные проекты. Не советую всем опустить руки и скатиться на двойки, но и излишне драматизировать по поводу внеочередной тройки абсолютно не стоит. Если ваш ребёнок отличник и у него это получается само собой — поздравляю, вы вытянули счастливый билет. А вот если пятёрки ребёнку приходится выбивать нечеловеческими усилиями, то взрослым стоит задуматься о причинах своего поведения. Что для вас важнее: удовлетворить собственное тщеславие или вырастить психологически и физически здорового ребёнка?

Про то, что хотелось бы изменить

— Мои дети растут, становятся лучше, добиваются результатов. Недавно позвонила девочка, которая выпустилась 20 лет назад: «Неля Анатольевна, спасибо, что вы открыли мне дверь в математику, я стала доктором физико-математических наук!» Такие звонки мотивируют оставаться в профессии. Но есть и обратная сторона: то количество документов, которое обязаны заполнять педагоги, отвлекает от главного — искреннего служения детям. Всем хочется как можно больше заниматься с учениками, но вместо этого каждую свободную минуту мы тратим на заполнение отчётов. Дайте нам возможность заниматься любимым делом, а не заполнением бумаг.

БЛИЦОПРОС

Чем или кем вы больше всего гордитесь?
Своими близкими.

Ваше хобби — какое оно?
Ландшафтный дизайн.

Мой идеальный день — это…
...когда не надо никуда спешить и можно заняться тем, чем хочешь.

Если бы вы написали книгу, то какое название вы бы дали ей?
«Рецепт счастья».

Кем вы восхищались в детстве?
Великими спортсменами.

Опишите свой характер пятью словами.
Требовательная, доброжелательная, любопытная, непредсказуемая, свободолюбивая

Если не собой, то кем вам хотелось бы быть?
Человеком, который мог бы сделать мир лучше.

Выбирая из всех в мире, кого бы вы пригласили в гости на обед?
Нейрофизиолога и психолога Наталью Бехтереву.

Если бы вы имели возможность встретиться с собой маленькой, что бы вы себе сказали?
Больше доверяй себе.

«Постоянно приходится бороться со стереотипом»

Арсений Романович КРАВЧУК, 22 года,
учитель младших классов в образовательном центре «Содружество»

Фото: из архива героя публикации

«Учительница первая моя!» — поётся в знаменитой советской песне. Образ первой учительницы находится рядом с нами всю жизнь. О ней слагают стихи, рассказывают повзрослевшим детям и вспоминают с ностальгией и щемящей душу нежностью.

Говоря о мужчинах, работающих в школе, на ум приходят учителя физкультуры, истории, ОБЖ, физики, но никак не преподаватели начальной школы. Но современное поколение учителей пришло, чтобы разрушать стереотипы, поэтому мы хотим познакомить вас с учителем младшей школы образовательного центра «Содружество» 22-летним Арсением Романовичем Кравчуком.

В годы студенчества, пока его ровесники прогуливали пары, отдыхали и не задумывались о будущем, Арсений Романович времени зря не терял: съездив ещё ребёнком несколько раз в анапский лагерь, он вернулся туда спустя несколько лет вожатым, а потом — заместителем директора.

Поступив в ВГУ на инженерного геолога, на 3-м курсе он неожиданно для всех друзей и знакомых подал документы на прохождение переподготовки в педагогическом университете по специальности «учитель младшей школы». Не удивились только мама и бабушка — педагоги, с детства говорившие, что видят его в этой сфере.

— Мне постоянно приходится бороться со стереотипом о том, что мужчине нечего делать в младшей школе. Помню, как в университете меня недоверчиво спросили: «Вы точно решили пойти именно на этот факультет?» — смеётся Арсений Романович.

Он педагог строгий, любит порядок и дисциплину. Признаётся, что не любит разговоров и не терпит, когда дети отвлекаются во время учебного процесса. Зато во внеурочной деятельности всё совсем наоборот:

— Дети тянутся ко мне, стараются поделиться чем-то важным, а я стараюсь выслушать и понять каждого. Пока мне незнакомо выгорание, я приезжаю на работу к 7 утра, подолгу готовлюсь к урокам, делаю для детей интерактивы и викторины.

Фото: из архива героя публикации

Молодой учитель — это всегда общение на одной волне, он обязательно должен знать все самые модные словечки: «вайб» («эмоции, ощущение атмосферы»), «кринж» («стыд»), «скуф» (так молодёжь называет мужчин старше 30 лет, которые не следят за собой и придерживаются консервативных взглядов) и т. д.

— Однажды один из учеников задал мне вопрос, знаю ли я, кто такой скуф. Я ответил, что знаю. Тогда он спросил: «Арсений Романович, а вы не скуф?» — смеётся преподаватель. — Я стремлюсь к тому, чтобы дети с нетерпением ждали новый учебный день, а не с ужасом шли на занятия. Пока получается.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

В воронежской мегашколе — образовательном центре «Содружество» — с этого года ввели обучение по триместрам. Отличие триместров от четвертей в том, что при триместрах продолжительность учёбы всегда одинакова, нет длинных и коротких периодов, как при четвертях. В связи с этим учащиеся получают более равномерную учебную нагрузку в течение всего года, что способствует лучшему усвоению материала. Система обучения по триместрам широко используется во многих странах мира, включая Россию, Великобританию, Австралию, США. Эта система особенно популярна в начальной и средней школах.

КСТАТИ

  • 5 октября отмечается Всемирный день учителя. Праздник посвящён годовщине принятия резолюции Международной организации труда и ЮНЕСКО о положении учителей от 1966 года. В документе закреплены права и обязанности учителей, а также международные нормы, касающиеся их подготовки, повышения квалификации, условий труда.

Подписывайтесь на «МОЁ! Online» в «Дзене». Cледите за главными новостями Воронежа и области в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках» и YouTube.