Ремонта бомбоубежища несколько лет не может добиться воронежская пенсионерка
Укрытие находится в подвале четырёхэтажного дома
После того как мы опубликовали материал о демонтаже бомбоубежища советских времён на улице Новосибирской, которое снесли незаконно, в редакцию «МОЁ!» позвонила пенсионерка Людмила Волкова. Женщина рассказала, что уже несколько лет она бьётся за то, чтобы власти привели в порядок бомбоубежище, находящееся в подвале её дома в Коминтерновском районе Воронежа. Но пока безрезультатно.
Не в состоянии
Эта четырёхэтажка, построенная в 1955 году, изначально была сдана с тремя (!) раздельными бомбоубежищами, расположенными под разными подъездами дома. Жилое здание в своё время возводило одно из крупнейших предприятий города — дом был построен на совесть. Сегодня, если смотреть с улицы, эта четырёхэтажка выглядит гораздо моложе своих лет.
Но существует одна проблема, которую, например, ещё года три тому назад можно было бы не замечать. А сейчас, в наше неспокойное время, вопрос стал актуальным. Проблема эта — состояние тех самых бомбоубежищ. После того как крупное предприятие, которому они принадлежали, приказало долго жить и окончательно закрылось, убежища, по сути, оказались практически бесхозными.
Именно по этому поводу в «МОЁ!» и обратилась читательница Людмила Волкова.
— Когда это предприятие сбрасывало всю свою социалку городу, бомбоубежище, по большому счёту, начало умирать, — рассказала пенсионерка. — Во времена СССР тут постоянно проводились занятия и тренировки сотрудников предприятия, сюда приводили на занятия школьников и студентов. Кроватей тут никогда не стояло, но противогазы лежали, запас воды тоже был. И вот когда бомбоубежище стало ненужным заводу, из него постепенно стали исчезать какие-то предметы. Но система вентиляции, запасные выходы, железные двери — всё это осталось.
Эти подземелья
По словам Людмилы Николаевны, на рубеже 2000-х годов какая-то фирма в бомбоубежище собралась строить мини-бассейн, даже выкопали углубление. Однако жильцы возмутились, и дальше планов дело не пошло.
А в 2002-м Людмила Волкова получила ответ от управления гражданской обороны города за подписью его тогдашнего начальника Сергея Хомука. Из письма следовало, что «убежище ГО, расположенное в подвальных помещениях дома №... по адресу..., сдано в аренду на 5 лет — до декабря 2006 года — для устройства в нём магазина продовольственных и непродовольственных товаров...» Через год договор с этой фирмой был расторгнут, и она покинула убежище. Но только последнему от того лучше не стало, хотя власти обещали «сохранить защитные свойства убежища».
— Несколько лет назад тут было что-то типа общежития для незаконных мигрантов, они жили прямо в бомбоубежище. А с начала СВО сюда восемь раз приходили сотрудники МЧС, я их водила по убежищу, они фотографировали его и уходили, — отметила Людмила Волкова.
Вместе с ней корреспонденты «МОЁ!» побывали в двух упомянутых убежищах из трёх. Чтобы попасть внутрь, надо жить в этом доме, потому что вход в подвал из некоторых подъездов одновременно является и входом в убежище. Спускаемся в темноту. Направо — двери сараев с соленьями-вареньями, а налево — бетонные своды и толстые металлические двери.
В первом, обычном, бомбоубежище (второе называется «центром управления») всё чисто, сухо — высокие потолки, работающая вентиляция, относительно новые трубы. Лабиринт, состоящий из нескольких комнат, где, на глаз, может разместиться несколько сот человек.
— Вот тут начинали копать бассейн, — Людмила Волкова включает свет в помещениях. — Мы вовремя заметили, что землю куда-то вывозят, и остановили это дело. Теперь бы надо засыпать эту воронку и вернуть уровень пола в нормальное состояние.
Казённый уют
Другое бомбоубежище — бывший командный пункт администрации района — находится в другом крыле дома. Наша провожатая вспоминает, что там внутри были и телефоны, и рации, и столы со стульями — всё для комсостава. Именно оттуда чиновники должны были руководить районом в случае ЧС.
Указатели с направлением движения, объявления и сегодня сохранились под землёй в этом крыле здания. В одной из комнат — детские кроватки и одеяльца. Это запасы соседнего с домом детсада на случай чего...
Кажется, вложи совсем немного средств — и убежище будет полностью готово в случае ЧС. Но на сегодняшний день это обычная и практически бесхозная часть подвала дома, зайти сюда через подъезд может любой. Правда, чисто, пустых бутылок, шприцев и окурков не наблюдается.
Корреспондент «МОЁ!» направил запрос в Росимущество, на балансе которого находятся все бомбоубежища. Мы поинтересовались, какая структура и как именно должна поддерживать этот объект в полной готовности и отвечать за его состояние. С ответом мы обязательно ознакомим читателей.
Читать все комментарии