«Аида говорила: «Так люблю собак, что жизнь за них отдам…» И отдала
Муж и родные погибшей женщины рассказали о трагедии
Джек — собака, из-за которой всё произошло, — это тридцать три несчастья. И под машину попадал, и лапу до кости резал, и кобель здоровый грызанул так, что вырвал клок мяса. А потом вот Джек провалился под лёд. 13 февраля, когда всё случилось, лёд в том месте был очень хрупким…
Про поступок женщины, которая спасла пса ценой собственной жизни, в Боровом говорят разное. Одни — что таким людям при жизни памятник ставить надо, другие — не стоило это того. Но у Аиды, считают те, кто её знал, выбора не было — она просто не умела по-другому.
Корреспонденты «МОЁ!» побывали на месте трагедии, поговорили с родными и знакомыми женщины, посмотрели на её питомцев. Обо всём этом — в нашем материале.
«Честная, сильная и добрая»
Дом Аиды, как говорят местные, — на асфальте. В двух шагах от автобусной остановки. Два синих гаража — ориентир. Александр — супруг, с которым были вместе больше тридцати лет, — растерян и ещё будто не совсем понял, что стряслось. Он убирает собак от калитки, чтобы журналисты смогли войти. Извиняется за беспорядок, хотя никакого беспорядка нет. Просто в доме горе. Портрет Аиды, кутья, гора свеч, неубранный аппарат, которым меряют давление. В недрах серванта сверкает неуместный сейчас новогодний олень.

Мы побывали здесь 20 февраля. 21-го — девять дней, как Аиды нет. Александр говорит кому-то по телефону, что заказал службу в храме и купил всё, что нужно. Голос у него спокойный, но руки не слушаются, лишь с третьей попытки попал в клавишу «отбой».
— Мы прожили с Аидой 35 лет. Вырастили дочь, она с внуком живёт в Москве. Аида южных кровей, отец у неё из Осетии, а мама местная, из Аннинского района, — рассказывает он. — Вместе работали на кондитерской фабрике, там и познакомились. Она была честная, сильная и добрая — всё это сразу было видно.

Рассказывает, что супруга последнее время трудилась в транспортной компании диспетчером 60-го маршрута. Там «на конечке» обреталось множество дворняг, которых она опекала.
— Ей было всех жалко, и она их кормила, лечила, заботилась. Я тоже люблю животных и поддерживал, как мог. В прошлом году, когда морозы ударили, смастерил им пять будок. Они там жили и, может, благодаря этим будкам и выжили, — рассказывает мужчина.

Из-за этих будок в прошлом году разразился грандиозный скандал. Кто-то из соседей пожаловался в районную управу, мол, развели тут не пойми что. Управа приехала разбираться.
— Когда разгоняли здешний «приют», Аида им говорит: «Ну тогда вы и собак забирайте». А ей: «Если будешь кормить, наложим на тебя административное взыскание». Она только руками всплеснула: «Мне смотреть, как собаки с голода помирают?!» Аида им почти каждый день рублей на 500 еды покупала. У самой-то зарплата с гулькин нос, но по-другому она не могла. Говорит: «Подходят, в глаза заглядывают — как я их могу не покормить?» — рассказывает сестра Александра Ольга.
Третий — не лишний
Джек, из-за которого всё и произошло, — приблудыш с той остановки.
— Аида его больше всех жалела, потому что он всё время попадал в передряги, — рассказывает Александр. — Пёс очень робкий, и еды ему меньше всех доставалось. Захромал как-то, лапа долго кровила. Аида привела его, чтобы поменьше ходил, в гараже поселила. Подлечили, и он ушёл назад. Потом его собака грызанула за зад. Опять Аида стала его дома выхаживать. А потом осторожно поинтересовалась: можно ли оставить? Уж очень она к нему привязалась, и жалко его, — рассказывает Александр.

Джек стал третьей собакой в доме. Туман появился у Мануковских пять лет назад. Тогда дрогнуло сердце у главы семейства. Щенок, похожий на лабрадора, прибился к их дому в тридцатиградусный мороз. Потом Аида привела Масяню. Та, единственная из стаи на остановке, не могла найти себе нормального места для ночлега. У Аиды сердце разрывалось, когда она видела дрожащую дворнягу на углу киоска по утрам. Упросила взять мужа хотя бы на зиму.
— Когда Аида работала, Джек и Масяня неслись следом, целый день охраняли её на остановке. И даже ревновали к другим, чтобы «не зажалела». Потом дружной компанией возвращались домой, — вспоминает супруг.

13 февраля
В тот день Александр был на работе. Аида часа в четыре вечера собиралась выгулять собак, а заодно покормить уток. Семья каждый день покупала по паре буханок хлеба и шла через луг к незамерзающей полынье, где «квартируются» около полутора сотен диких уток.
— Они привыкли, что мы их подкармливаем. Как завидят собак, сразу слетаются со всех сторон, — делился глава семейства.
Аида нарезала хлеб, взяла на поводок Тумана и пошла. Джек и Масяня бегали без привязи.
— Там у нас камера по улице, она и засняла, как Аида идёт на свою последнюю в жизни прогулку, — делится вдовец.
Луг, потом поворот — и вот полынья, которая не замерзает.
Аида покормила уток и пошла дальше.
Как она отправилась на прогулку, видел сосед, дом которого на краю луга. Он хотел отпустить и своего пса, чтобы вместе погуляли. Но расстояние между ними было метров сто, и тот не рискнул.
Тонкий лёд
Женщина шла вдоль части старого русла реки. Там мелко, в тёплое время на квадроциклах его перемахивают. Прошлым летом земснаряд речку чистил, она сузилась, но стала глубже. На повороте — течение. Где-то мелко, а где-то и по шею.
Когда Джек прыгнул на лёд и провалился, никто, кроме Аиды, не видел. Поэтому можно только гадать, как всё случилось.
— Лёд встал по краям, но ещё непрочный — морозов-то не было. А Джек, видимо, скакнул на него и провалился. Аида сначала поводком его хотела вытащить, надеялась, что тот зубами догадается ухватить. Я потом нашёл поводок у кромки льда. Просто так смотреть, как собака погибает, жена, конечно, не смогла. Сняла штаны, сапоги и куртку. Осталась в ветровке и шапке. Дошла до Джека, поломав лёд, выволокла собаку. А потом, как сказали спасатели, потеряла сознание — в течение пяти минут это произошло, — отворачиваясь, произносит Александр.
По его словам, в последнее время Аида жаловалась на спину. На остановке, где она работала, спрятаться от холода можно было на пару минут в «Табакерке» или «Робин Сдобине». Но большую часть дня она всё равно проводила на морозе. Вот и прихватывало спину. Что там случилось с женщиной в ледяной воде — одному богу известно.
Когда её нашли, Аида так и застыла в этой полынье, вцепившись руками в края льда. Собаки — Джек и Туман — ждали хозяйку на берегу. Не трогались с места три часа! А Масяня побежала домой звать на помощь.
— Я прихожу домой, а она меня одна встречает и вроде зовёт куда-то, — вспоминает Александр, как узнал о случившемся.
Кто-то из лыжников заметил одежду на берегу, разглядел собак. Когда Александр с соседом оказались на берегу реки, спасать было уже некого.
«Помните Аиду»
Идём последним маршрутом Аиды. Туман и Масяня гоняют по сверкающим на солнце сугробам, врезаются в прибрежные камыши.
Александр кормит уток, ломает замёрзшими руками буханку и бросает крошки со словами: «Помните Аиду». Птицы хватают, благодарно крякая.

Джек уныло бредёт, шагая за нами след в след. На берегу, где всё случилось, вообще поджимает хвост и пятится. Лёд крепкий, на нём розы.
…Возвращаемся, под ногами скрипит снег. Александр вдруг останавливается:
— Представляете, ведь она незадолго до своей смерти сказала подруге: «Люблю собак, могу за них жизнь отдать…» Будто напророчила.
Дочь Юля вместе с отцом бросают розы на месте трагедии
Конечный маршрут
Мы приехали на рабочее место Аиды. Первый, кого встретили, — свернувшаяся калачиком хаски с обрывком поводка на шее. Потом откуда-то из леса вышла хромая старая овчарка.
На остановке заметили женщину, которая кормила дворняг. Подошли, разговорились. Спросили, зачем она сюда приходит.
— Мне очень жалко бездомных животных, хочется чем-то помочь, разве это надо объяснять? — недоуменно пожала она плечом, представившись Еленой.
Женщина рассказала, что время от времени кормят собак несколько жительниц Борового, она в том числе. А Аида это делала на постоянной основе.
— Я была потрясена, когда узнала, что с ней случилось. Даже не смогла подойти к её сменщице, расспросить, слёзы до сих пор душат. Очень жалко человека. Она была очень волевой женщиной, а с собаками как с детьми малыми общалась. Они вокруг неё всегда крутились. Она по-настоящему добрая была, не сюсю-пусю, а деятельно добрая. Таким людям при жизни памятник надо ставить. Её в Анне, говорят, похоронили, даже не могилку на сходишь, — всхлипнула она.
Дальний родственник Александра Руслан Мануковский, которого мы встретили неподалёку от места трагедии, поделился с корреспондентами «МОЁ!».
— Все соседи в шоке и до сих пор не пришли в себя. Кто-то говорил: как из-за собаки-то можно было так рисковать?! А другие, наоборот, ею восхищаются, — говорит Руслан. — Мол, мужественная, сильная и неравнодушная. Я однажды гулял с собакой лет шесть назад, и пёс тоже провалился в полынью. Я подбежал, руку по локоть в воду сунул и выволок его. Слава богу, лёд выдержал меня. Не думал ни о чём — это рефлекс. Не буду же я смотреть, как она тонет, это же родная душа! Я думаю, что Аида бросилась бы и за чужой собакой. Просто такой она была человек.
Порядок-
-
-
Стиль-
-
-