Нужен ли школьнику репетитор? Мнение родителей и педагога 

В советские времена такой тип преподавания был диковинкой 

22.08.2025 07:31
3 19589
undefined

Накануне приближающегося нового учебного года спрос на частных преподавателей ожидаемо вырос. Об этом рассказывают знакомые воронежские репетиторы, которые уже под завязку составили свой рабочий график, а просьбы принять учеников всё продолжаются.

В какой момент дополнительные занятия стали нормой, а не исключением? Можно ли получить качественное образование в обычной школе? И какую роль частные учителя играют в сегодняшнем обучении?

Советская школа

Вспоминаю своё детство — оно пришлось на закат СССР. Тогда репетиторы если и были у кого, то казались делом почти экзотическим. Не всем семьям это было по карману, да и не так-то просто было отыскать предметника, готового потратить на тебя час-другой. Учителя дорожили местом на основной работе, а времени после неё было крайне мало.

Да и вообще тогда казалось, что, если ты хочешь учиться, никакие подпорки для этого не нужны. Задавай вопросы после уроков учителю, ходи на факультативы. Опять же — читальный зал никто не отменял. Уроки готовили сами. По крайней мере, о другом я не слышала от друзей. О том, чтобы родители стояли над душой и выводили с тобой закорючки в прописях и речи не было. У тех были более глобальные задачи — боролись за выживание. Из «помощи» можно было рассчитывать разве что на «леща» в случае выволочки на родительском собрании. Уроки как-то проверяли, конечно, помню, мама билась со мной, объясняя задачки. Но ежедневной рутиной, где весь вечер посвящался бы совместному деланию уроков, не припомню.

Перед экзаменами мы объединялись с одноклассниками. Что-то вместе читали, готовили «шпоры», поделив билеты. О преподавателе, который натаскивал бы тебя на сдачу экзаменов, я в своём детстве даже не мечтала.

А вот мои дети учились уже с репетиторами. Старшей, которая окончила школу 13 лет назад, в начальной школе нанимали репетитора по математике — ребёнок категорически не дружил с цифрами. Перед ЕГЭ занималась с репетиторами уже по всем предметам. Экзамены она сдала хорошо. Младшая, окончившая школу четыре года назад, занималась тоже с репетиторами по всем предметам, которые нужно было сдавать. В итоге тоже отличные результаты.

А теперь  слово учителям и тем, кто предпочёл школе частные уроки, а также детям и их родителям.

Родители: 
«Репетитор — возможность восполнить пробелы»

Галина, мама троих сыновей:

Галина

— Когда я училась в школе в 80-е годы, слово «репетитор» у меня ассоциировалось со студентами-разночинцами тургеневских времён. Никто из моих одноклассников в школе, окружённой тайгой в Республике Коми, репетиторов не имел. Но когда один из моих сыновей пошёл в школу, репетитор ему потребовался уже в третьем классе, так как мир цифр оказался для него абсолютно непостижимым. Позже он неплохо сдал ЕГЭ по физике тоже исключительно благодаря репетитору.

Другой мой сын логично рассудил, что в выпускном классе репетитор по русскому языку ему необходим, так как это слабое место, а вот математикой заниматься с репетитором — только время тратить, ведь можно и самому отлично подготовиться, только нужны вот такие-то учебники. Так и вышло.

С внедрением ЕГЭ, когда оценки в аттестате уже перестали играть роль при поступлении в вуз, в школу они вообще стали ходить через пень-колоду. Я на это смотрела сквозь пальцы. Занятия у репетиторов, к слову, дети никогда не пропускали. Все поступили туда, куда и планировали.

Антонина, мама двух школьников:

Антонина

— Репетиторы — это прекрасная возможность восполнить пробелы в обучении. Ну а в школе тот, кто хочет получить знания, сам их возьмёт. Как ещё школа должна утруждаться? А кто не хочет учиться, он и не будет, хоть пляши вокруг него с бубнами. Но зато у него есть шанс с репетитором наверстать упущенное, если он в последний момент возьмётся за ум.

Репетитор: 
«Ребёнок открывал букварь и начинал плакать»

Ольга, преподаватель скорочтения, педагог-психодиагност

Десять лет проработала в школе словесником. Уволилась, когда родила ребёнка, который часто болел. Потом нашла работу в офисе. Зарплата крохотная, поэтому начала подрабатывать.

Ольга

— Чтение — основной школьный навык. Я думала, моими учениками будут хорошисты из началки, читающие 100 слов в минуту, а я научу их читать 300. Но ко мне стали приводить... нечитающих детей. Они не выполняют простейших тестов — и это звоночек: скорее всего, нужна медицинская помощь. А родители об этом и не подозревают! Я сразу советую обратиться к специалистам — неврологу, логопеду, нейропсихологу. Некоторые обижаются, мол, своих рожай и по врачам води. Но большинство прислушивается. И в среднем трём из пяти таких деток ставят диагноз: дисграфия (расстройство процесса письма), дислексия (нарушение способностей к чтению и письму), СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности), общее расстройство учебных навыков. Молодцы родители, которые не опускают рук. При содействии специалистов ребятам можно помочь и подтянуть чтение хотя бы до нижнего порога уровня.

Это тяжёлый хлеб, но и огромная победа, когда девчушка, делавшая 9 ошибок в 10 словах, начинает делать всего 4! Или когда второклашка, который мог прочитать за раз всего пять предложений в букваре, читает по три страницы книги!

В прошлом году привели мальчика, окончившего первый класс. Он открывал букварь и начинал плакать. Худо-бедно, но читать по слогам начал. На проверке техники чтения во втором классе показал результат хуже всех: 11 слов в минуту. А должен был минимум 40. Но когда он пришёл ко мне, то и трёх букв не мог прочитать слитно, так что и это был прогресс. Я долбила маме, что ребёнка нужно показать неврологу. Она слушала-слушала и пропала...

По мнению Ольги, какого-то глобального провала в школьном образовании нет. Трудности её учеников от проблем со здоровьем, а не с об­учением. Но время, безусловно, наложило свой отпечаток.

— Дети стали хуже читать из-за гаджетов. Обилие цифровой информации, ярких быстрых картинок в играх и роликах оту­пляет. Научить же читать нормотипичного ребёнка (без диагноза) не составляет труда. Как правило, к восьмому занятию он начинает читать по слогам.

Индивидуальный подход — то, что является козырем репетитора, — и дальше будет расти в цене, — подводит итог Ольга.

Что по этому поводу думает школьный завуч и выпускник, сдавший ЕГЭ на сто баллов, читайте на нашем сайте в ближайшее время или в «МОЁ! Плюс» прямо сейчас. 

Комментарии (3)