Воронежские конструкторы готовятся к полёту на Марс

На КБХА работают над созданием электроракетного двигателя для межпланетных полётов

12.04.2013 10:35
МОЁ! Online

Читать все комментарии

Войдите, чтобы добавить в закладки

3581
  

Сегодня, 12 апреля, вся страна празднует День космонавтики. В этом году Россия также отметит важную дату. 15 ноября исполнится 25 лет со дня первого полёта в космос орбитального самолёта «Буран». Ракета-носитель «Энергия» вывела первый советский шаттл на орбиту, тот сделал два витка вокруг Земли и вернулся на Байконур. При этом весь полёт «Бурана» и приземление осуществлялись в автоматическом режиме с помощью бортового компьютера (пилотов в космическом аппарате не было). Это достижение вошло в Книгу рекордов Гиннесса как первое в истории приземление космического аппарата в автоматическом режиме.

Тогда мало кто мог предположить, что эта грандиозная победа станет последним космическим достижением страны под названием СССР. Больше «Буран» (рассчитанный на 100 полётов) в космос не летал. С развалом Союза программа «Энергия» — «Буран» была свёрнута, а сам первый советский шаттл в 2002 году был разрушен упавшей крышей монтажно-испытательного комплекса на Байконуре, где он находился на хранении.

Непосредственное отношение к тому историческому полёту «Бурана» имел и Воронеж — как, собственно, практически к любому достижению советской и российской космонавтики. Именно в воронежском Конструкторском бюро химавтоматики (КБХА) были созданы 4 двигателя второй ступени ракеты-носителя «Энергия», которая вывела «Буран» в космос. А главным конструктором этого двигателя является нынешний генеральный директор КБХА Владимир Рачук.

На сайте КБХА есть раздел «Впервые в мире». В нём перечислены достижения российской космонавтики благодаря двигателям, созданным на воронежском предприятии. Это и первый искусственный спутник Солнца (1959 год), и знаменитый Гагаринский полёт (1961), и вывод на орбиту «Бурана» (1988) — всего 29 достижений. КБХА по-прежнему занимает место в тройке ведущих мировых производителей жидкостных ракетных двигателей — наряду с подмосковным НПО «Энергомаш» и американским «Pratt & Whitney Rocketdyne». Но есть ли сейчас на воронежском предприятии разработки, которые в ближайшем будущем претендуют на звание первых в мире? Этот вопрос мы задали Владимиру Рачуку.

– Что такое ракетные двигатели — это прежде всего оружие, — ответил он. — Почему в советское время так активно развивалась космонавтика и ракетостроение — была гонка вооружений с США. Но холодная война закончилась, задачи по освоению ближнего космоса человечество тоже выполнило. Поэтому в сфере ракетостроения в последние годы наметилось затишье. Новая цель — полёт человека на Марс — требует создания летательных аппаратов другого уровня. Очевидно, что у них должны быть другие двигатели — более мощные и экономичные. Над созданием такого электроракетного двигателя для межпланетных полётов мы уже потихоньку работаем. Но это вопрос не завтрашнего и даже не послезавтрашнего дня…