За что расстреляли девицких орлят: правда о смерти семерых школьников из Воронежской области
Подробности одного из самых зверских преступлений фашистов на территории региона во время Великой Отечественной войны
«Ребят подвели к месту расстрела, и первые пули полетели в тех, кто шёл впереди. Митроша изо всех сил крикнул: «Маамаа!» — и после этого получил две пули в голову»… Так вспоминают очевидцы одно из самых зверских преступлений фашистов на территории Воронежской области — расстрел девицких орлят.
Орлятами назвали семерых школьников из села Девица Семилукского района: Ивана Кулакова (12 лет), Анатолия Застрожного (12 лет), Алексея Жаглина (13 лет), Николая Трепалина (15 лет), Ивана Зайцева (12 лет), Алексея Кулакова (14 лет) и Митрофана Жерноклеева (13 лет).
8 января 1943 года фашисты на глазах у родителей и односельчан расстреляли всех семерых возле здания школы, где учились дети. В актах о зверствах фашистов значится, что расстреляли ребят, «подозревая их в оказании помощи партизанам». Что же на самом деле скрывается за этой формулировкой и кто же такие девицкие орлята?
«Немец хотел взять меня, а украинец показал на Митрошу»
Егор Алексеевич Жерноклеев (на фото) — старший брат одного из орлят, Митроши Жерноклеева, — до сих пор живёт в селе Девица. Сейчас ему идёт 91-й год. Тогда, в январе 1943-го, он был 16-летним юношей. Задержанный Ваня Зайцев не сдал своих товарищей даже под пытками. По словам Егора Алексеевича, остальных орлят фашисты вычислили при помощи украинцев, проживавших в селе. Как вспоминает пенсионер, украинцы тоже подворовывали посылки с продовольствием, чтобы угощать конфетами девчат. Когда немцы прижали их, украинские подростки свалили всё на орлят и показали немцам дома, где жили ребята.
— Стемнело, заходят немец и украинец, а мы все в углу землянки спали, — вспоминает Егор Жерноклеев. — Немец хотел взять меня, а украинец показал на Митрошу, его и увели. Когда они уходили, я возьми и скажи: «Вы же сами посылки распаковывали и девчонок конфетами угощали!», и они, уводя Митрошу, сказали: «Мы и тебя заберём». Мама заставила меня спрятаться в окоп, неподалёку от землянки. Сверху накрыла снопом и запретила мне выходить. Ночью окоп занесло снегом, это и спасло меня. На следующее утро пришли за мной. Мать сказала, что меня нет. Так приходили ещё дня три. А я всё сидел в окопе и не входил.
Был и восьмой орлёнок…
В найденных нами архивных документах значатся фамилии семерых девицких орлят. Однако был и восьмой — Миша Зайцев, брат Вани Зайцева. Его также задержали и поместили в холодный подвал, где орлят избивали и пытали. Миша не выдержал пыток и сошёл с ума. Немцы отпустили его за день до расстрела орлят. О дальнейшей судьбе Миши Зайцева ничего не известно.
После трёхдневных пыток семерых орлят повели на расстрел 8 января в 9 часов утра. Ребят заставили самих копать себе могилу. К месту казни немцы согнали много народу, среди которых были родные и близкие орлят… В расстрельной яме трупы семерых детей пролежали почти 3 недели. Предать орлят земле родные смогли только после того, как село Девица было освобождено от фашистов 27 января 1943-го. Похоронили школьников на местном кладбище в двух могилах — четверых в одной и троих в другой.
А в 1967 году, по просьбе селян, рядом с девицкой школой был открыт памятник погибшим орлятам. На памятнике — изображения всех семерых орлят и подпись: «Вечен ваш подвиг в сердцах поколений грядущих». В школьном музее при Девицкой СОШ главное место занимает стенд об орлятах.
Ирина Дрожжина, фото Игоря Филонова
— Спросите у любого нашего ученика, кто такие девицкие орлята, вам ответят, — рассказала нам руководитель музея Ирина Дрожжина. — Мы стараемся передавать историю об их подвиге школьникам из поколения в поколение.
Все найденные нами вместе с историком Николаем Сапелкиным архивные материалы о фашистских преступлениях в селе Девица мы передали в музей Девицкой СОШ. Местные школьники уже планируют поисковую работу на основе этих материалов. Если она принесёт результаты, мы обязательно расскажем об этом.
Читать все комментарии