Где в Воронеже появятся новые велосипедные дорожки?
В городе быстро растёт количество велосипедистов – почему велосипедных дорожек так мало и когда их всё-таки построят
27-летний специалист по сетевому маркетингу Александр Бурцев около года ездит на велосипеде – по делам и просто катается в своё удовольствие. 16 июня его прогулочный заезд на 30 километров окончился печально – переломом руки и ноги.
-- Примерно в полдевятого я ехал по ВоГРЭСовскому мосту по тротуару – для велосипедистов там специальных дорожек, как известно, нет, -- рассказал Александр корреспондентам «Ё!».-- И колесом угодил в яму, во всю ширину дорожки. Сначала острой боли не почувствовал, добрался на ВАИ, где я живу – хромал рядом с велосипедом. Но на следующее утро рука стала распухать, да и нога беспокоила. Пришёл в травмпункт, и оказалось, что у меня сломаны два пальца на левой руке и большой палец на правой ноге. Так я и вышел из строя на пару недель…
Пострадавший написал о своём падении в соцсетях. В комментариях к посту в группе «Веловоронеж» другие велосипедисты жаловались, что по мостам вообще невозможно проехать из-за ям. После обращения Александра в управу района злополучную дыру в асфальте заделали, однако это, разумеется, кардинально не улучшило ситуацию с велосипедной инфраструктурой в городе. Сами велосипедисты грустно шутят, что хоть их и становится всё больше (по оценкам сообщества «Веловоронеж», сейчас их около 50 тысяч), для властей двухколёсных как будто нет. Они раздражают и автомобилистов, и пешеходов, когда едут по тротуару – а вся проблема в том, что велосипедистам просто негде ездить в Воронеже.
«Нами занимаются по мегаостаточному принципу»
- Нас становится всё больше, но занимаются нами по мегаостаточному принципу, -- рассказывает «МОЁ!» руководитель движения «ВелоВоронеж» Игорь Титов. - Я уверен, в Воронеже число велосипедистов могло бы дойти до ста тысяч. Ведь велосипед - это транспортное средство, доступное всем, ездить на нём полезно для здоровья, а главное, ты можешь объезжать все пробки. Но многие воронежцы, особенно девушки, пожилые люди не садятся на велосипед. Почему? Потому что боятся: велосипедных дорожек у нас почти нет, ездить по тротуару запрещают правила дорожного движения (подробнее об этом см. ниже), а передвигаться по проезжей части им страшно! Да, в последнее время автомобилисты стали относиться к двухколёснымлучше, но всё равно много тех, кто считает велосипедиста эдакой помехой на дороге.
На самом деле вопрос о создании в городе нормальной вело-инфраструктуры обсуждается властям уже лет семь. Ещё в 2011 году глава региона Алексей Гордеев в своём блоге вынес эту проблему на обсуждение и даже встречался с велоактивистами. В 2015 году городские власти пообещали построить два кольцевых маршрута для велосипедистов через три моста общей стоимость 25 миллионов рублей. Что же сейчас с этим проектом?
Что уже построено?
В мае 2016 года Александр Гусев, тогда глава города, давал подчинённым поручение завершить строительство велодорожек к осени. Предполагалось, что будет проложено два маршрута: большое кольцо (Петровская набережная, Чернавский мост, Ленинский проспект, набережная Авиастроителей, ВоГРЭСовскоий мост и его дамба) и малое кольцо (набережная Массалитинова, Северный мост, парк «Дельфин», Спортивная Набережная, Чернавский мост и его дамба).
Однако ни к осени, ни к настоящему времени кольца так и не появились. Пока для велосипедистов обустроили лишь отдельные отрезки:
- съезд с Северного моста на набережную Массалитинова;
- съезды с Чернавского моста;
- от Чернавского моста до стелы Левобережного района
- дорожки от Северного моста до остановки «ДК Электроника»
- велодорожку от остановки «ДК Электроника» по улицам Переверткина, Старых Большевиков до подвесного моста через водохранилище на Чернавской дамбе.
Ещё кое-где установили дорожные знаки – например, вдоль тротуара на правом берегу водохранилища, от ВоГРЭСовского моста через Адмиралтейскую площадь и на Чернавский мост установлен знак «Велосипедная дорожка». А на левом берегу, на Ленинском проспекте между остановками «Арзамасская» и «Брусилова», - знак «Пешеходная и велосипедная дорожка с разделением движения».
- Это максимум 30% от того, что требуется, - рассказывает «МОЁ!» руководитель движения «ВелоВоронеж» Игорь Титов. - Причём и к уже построенным отрезкам у велосипедистов есть претензии, например, они жалуются на неудобный спуск с Северного моста, а на дамбе Чернавского моста есть крутой поворот, где велосипедисты не раз падали, не успев затормозить.
Также в 2013 году мэрия разработала веломаршрут по улицам Краснознамённой, Острогожской и Южно-Моравской – предполагалось, что дорожку протяжённостью в 6,5 км сделают на месте бывших трамвайных рельсов. Но проект стоимостью чуть больше 5 миллионов рублей, наверное, до сих пор пылиться в столе у кого-то из чиновников.
Что планируется сделать?
Как сообщили корреспонденту «Ё!» в городском управлении дорожного хозяйства, на следующем этапе планируется соединить Чернавский и ВоГРЭСовский мост велодорожками: на правом берегу по Петровской набережной, на левом – по набережной Авиастроителей. Сейчас левобережная часть водохранилища между мостами никак не благоустроена. Но ещё в 2015 году управлением архитектуры и градостроительства мэрии был разработан проект её приведения в порядок. Предполагается, что на участке набережной, от улицы Брусилова до Арзамасской проложат пешеходную и велосипедную дорожку, на втором отрезке – от Арзамасской до ВоГРЭСовского моста – сделают не только прогулочную и велосипедную зоны, но и проезжую часть.
Второй проект – маршрут по Коминтерновскому и Центральному району, по Московскому проспекту и улице Плехановская, от остановки «Студгородок» («Олимпик») до главного корпуса ВГУ на Университетской площади. В мэрии рассматривается вариант выделить на проезжей части полосы для движения маршрутных транспортных средств. По ним же согласно правилам ПДД, действующим с 2015 года, имеют право ездить и велосипедисты в том случае, если эти полосы расположены справа.
- Ещё мы разрабатываем веломаршрут через Центральный парк культуры и отдыха, - рассказывает Игорь Титов. - Предположительно велодорожка пройдёт по бульвару Победы, улице Шишкова, через парк, затем на улицу Ленина и проспект Революции до площади Ленина. Вообще, я за то, чтобы для велосипедистов строили отдельные дорожки, не отнимая полосы ни у водителей, ни у пешеходов. Но я понимаю, что это не везде возможно. И если уж выбирать, тогда нужно делать велосипедные дорожки на проезжей части, я категорически против сужения тротуаров. А в центральной части города, где улицы не такие широкие, как тот же Московский проспект, можно облегчить велосипедистам жизнь, снизив разрешённую скорость с 60 км/ч до 40 км/ч. Ну и, конечно, надо обязательно делать нормальную велоинфраструктуру на мостах, чтобы двухколёсные не калечились, попадая в ямы.
Что можно и нельзя велосипедисту на дороге?
Николай Киселёв – председатель «Комитета по защите прав автомобилистов». Но велосипедистов, признаёт он, надо защищать ещё больше. Сам Николай Николаевич ездит на велосипеде с детства, практически каждый день. И говорит, что редкая поездка обходится без попадания в аварийные ситуации. К слову, за 2017 год в Воронежской области произошло 109 ДТП с наездом автомобиля на велосипедиста, в которых погибло 12 человек и ранено 100.
- Автомобилисты меня обычно как будто в упор не видят, - рассказывает он. - Обгоняют меня, проезжая впритирку в 20 сантиметрах, ещё чуть-чуть и собьют. Мне приходится контролировать не только свои действия, но и предугадывать, как поведут себя мои четырёхколёсные соседи на дороге.
Николай Киселёв напоминает, что в 2014 году в Правилах дорожного движения появился целый раздел «Дополнительные требования к движению велосипедистов и водителей мопедов». Двухколёсных признали полноценными участниками дорожного движения. Правда, «велосипедный» раздел получился громоздким и запутанным.
- Первый его пункт гласит: «Движение велосипедистов должно осуществляться по велосипедной, велопешеходной дорожкам или полосе для велосипедистов», - комментирует наш эксперт. - На этом, собственно, можно было бы поставить точку. Но так как с велодорожками не только в Воронеже, а во многих городах России большие проблемы, то далее идёт множество дополнений и уточнений.
Вот как, по правилам, могут ездить велосипедисты (в порядке приоритета):
- По правому краю проезжей части – если нет велосипедной дорожки или полосы;
- По обочине – если нет велодорожки (полосы) и по каким-то причинам нельзя проехать по правому краю проезжей части;
- По тротуару или пешеходной дорожке – когда нет возможности проехать ни по велодорожке, ни по правой крайней полосе автодороги, ни по обочине. Также по тротуарам разрешено ездить детям до 14 лет и взрослым, которые их сопровождают.
Велосипедистам запрещается:
- поворачивать налево или разворачиваться на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении;
- пересекать дорогу по пешеходному переходу - для этого нужно «спешиться» и пройти по нему пешком, везя велосипед;
- перевозить груз, выступающий более чем на полметра по длине или ширине за габариты, детей до 7 лет без специально оборудованных для них места, пассажиров, если это не предусмотрено конструкцией транспортного средства.
- А вообще для большего взаимопонимания между четырёхколёсными и двухколёсными я бы предложил им почаще меняться местами,- говорит Николай Киселёв. - Когда ты почувствуешь себя в шкуре велосипедиста, то и относиться к ним будешь уважительнее.
Читать все комментарии