60-летию Мэтра посвящается… Звезда Николая Харьковского взошла в далёкие 70-ые годы прошлого столетия. Она так ярко загорелась, что уже в последующие десятилетия, благодаря его таланту, профессия парикмахера перешла из разряда простого бытового обслуживания народонаселения в понятие высочайшего искусства красоты, которое он нам оставил. Он был нашим земляком и сумел доказать стране, что город Воронеж - родина не только Русского флота, не только «Котёнка с улицы Лизюкова», но и столица Парикмахерского Искусства! Николай Иванович Харьковский родился 5 августа 1956 года в городе Калач. Учился в средней школе и ничего не предвещало в выборе его будущей профессии, если бы не дождь, сразивший его кучерявую голову в тот далёкий летний солнечный день, когда ему было всего 13 лет. Как он потом рассказывал о родителе, наделившем десятью копейками, отправил отрока в ближайшую парикмахерскую. Дождь нарушил все планы, мокрую голову нельзя было стричь, а тут соседка по дому, работавшая там, посадила юношу под сушуар. И ему вдруг стало так интересно, как будто он космонавтом себя почувствовал. А вокруг него в парикмахерской тётеньки что-то накручивали, наверчивали, колдовали ножницами над головами местных барышень, щебетали клиентам на ухо последние провинциальные сплетни. В общем, космическая тема и дружный коллектив единомышленников каким-то образом натолкнули юного Коленьку присмотреться к профессии парикмахера. В конце 60-х и начале 70-х во многих парикмахерских работали преимущественно мужчины, женщин - гораздо меньше. Что могли дать они пытливому юноше кроме окантовок и чубчиков? Ничего! Николая привлекли внимание тогда женские головы. Потому, что на них можно было фантазировать, красить в яркие цвета, придавать новые формы и вообще изменять кардинально образ миледи после новой причёски. Видимо это и почувствовала тогда соседка по дому в ярко-загоревшихся лазах школьника. Она стала давать мелкие поручения пытливому юноше, как то – плести из волос шиньоны, для модных в те времена «Бабетт», затем показывала технологию собирания волос, укладки и фиксации. Всему этому и многим другим парикмахерским премудростям наш герой учился со стороны и с интересом. После восьмилетки в своём родном городе, Николай Харьковский поступает учиться в Борисоглебское музыкальное училище по классу аккордеон. Да где там, в уме у него уже только женские головы с причёсками! А «опыт» калачеевский дал ему право во всю развернуться с однокурсницами, а там и преподавательницы халявно потянулись к юному парикмахеру за «Бабеттами», да вечерними причёсками. И через год обучения несостоявшийся аккордеонист понимает, что знаний по парикмахерскому мастерству ему категорически не хватает. Бросает музыкальное училище, едет в Воронеж, поступает учиться в Воронежское училище ПАТП № 5 на парикмахерское отделение. Одновременно с учёбой пытливый самородок приглядывается к городским мастерам, как они работают, какие технологии используют? Я сам лично разговаривал с одной из пенсионерок - парикмахером, которая помнит, как у её рабочего места любопытствовал мальчишка, в будущем ставшем Николаем Ивановичем Харьковским. В те годы в Воронеже проводились Комбинатом бытового обслуживания города состязания среди мастеров парикмахеров. Социалистические соревнования были неотъемлемой частью жизни общества. Николай Харьковский тоже не отставал, начиная принимать участие в них, как юниор. Пришёл первый успех, были скромные награды. Руководил тогда в городе всем бытовым обслуживанием Лев Семёнович Гарф. Он-то и помогал в будущем и во многом Николаю Харьковскому с жильём, трудоустройством, направлял талантливого юношу на соревнования парикмахеров союзного значения. Увидел он в нём неординарную личность, требовал строго с него, но и поощрял заслуженно. В 1973 году в Воронеже проходил отборочный тур на чемпионат СССР по парикмахерскому искусству. И заглянула к нам в город в качестве судьи Долорес Кондрашова, которая тренировала сборную СССР! Увидела она тогда работу Николая Харьковского под названием «Вальс» и остановила свой выбор на талантливом парикмахере. Далее последовало приглашение в Москву тренироваться со сборной союза. Вот, что говорил в последствии о Долорес Николай Иванович: «Я был довольно молод и ещё не представлял себе масштаба этой личности… … Долорес я считаю главным учителем в моей профессиональной жизни. Только позже я смог осознать, с личностью какого масштаба меня свела судьба. Я бы сказал, что Долорес Кондрашова – это мега-звезда в парикмахерском мире. Ей удалось возвести нашу профессию в разряд искусства, поднять ремесло до уровня художников». Затем была служба в рядах Советской армии. Николай Харьковский удачно попал служить в Подмосковье. Да так удачно, что ухитрялся вырываться из воинской части для тренировок в сборной СССР по парикмахерскому искусству, участвовать в конкурсах, завоёвывать призовые места. Уже после армии в 1976 году он продолжил тренировки и открыл в себе талант к преподаванию полюбившейся профессии. Как он сам признавался, что работать мастером на рабочем месте ему уже не пришлось. Тренировки будущих Чемпионов СССР, Европы и Мира – вот, что стало основным направлением его профессиональной деятельности. Вскоре Долорес Кондрашова доверила ему в 25 лет возглавить сборную СССР, как главному тренеру. В 1982 году наладилось сотрудничество Николая Харьковского с компанией WELLA, где проработал около 20-и лет ведущим топ-стилистом. Продукции этой фирмы он отдавал особое предпочтение. WELLA выступала спонсором многих мероприятий, связанных с проведением чемпионатов, мастер-классов, шоу-показов среди парикмахеров-профессионалов в СССР, а затем и в Российской Федерации. С созданием в 1990 году «Центра Моды Николая Харьковского» в Воронеже, появилась и его авторская Лаборатория, где для парикмахеров проводились курсы повышения квалификации, велась активная подготовка к конкурсам, разрабатывались новые направления. Тогда же появилась и школа для молодого поколения парикмахеров. К Николаю Ивановичу за знаниями и опытом съезжались мастера и ученики со всего бывшего Советского Союза. Его «Центр Моды» стал своеобразной «Меккой» в Воронеже для парикмахеров. Не случайно из стен этого заведения вышли будущие Чемпионы СССР, России, Европы и Мира: Наталья Яньшина, Вера Шубич, Светлана Егорова, Ольга Провоторова, Светлана Рыжкова, Александр Сильченко, Галина Васильева, победитель Олимпийских соревнований по парикмахерскому мастерству среди женских мастеров Владимир Ацеховский. Среди будущих чемпионов и звёзд в разных категориях парикмахерского искусства были у него Сергей Зверев, Ирина Баранова, Георгий Кот и многие другие. Большое внимание уделял Николай Харьковский к шоу-паказам своих работ на чемпионатах, семинарах, мастер-классах. Тогда-то и возник его творческий тандем со школой моды Игоря Комарова. Модели его агенства, одетые в стильные, авторские работы и уложенные лично Николаем Ивановичем и его талантливыми учениками производили неизменный фурор на показах в Москве, Санкт-Петербурге, Сочи и других городах. Многие, пришедшие на просмотр, тихонько удалялись из демонстрационного зала – всё лучшее, как они считали, ими было увидено. Около десяти лет Николай Иванович Харьковский был ведущим топ-стилистом компании ESTEL. Пригласил его Лев Охотин, который разрабатывал свою линию окрасок и ухода за волосами. И не прогадал. Именно Харьковский помог ему своим авторитетом, знаниями и новыми тенденциями завоевать российский рынок парикмахерского искусства. А в 2001 году в Санкт-Петербурге был организован фестиваль парикмахерского искусства «Невские Берега». И Дмитрий Ершов, президент фестиваля, пригласил нашего мэтра в качестве главного судьи соревнований. Тогда-то этот фестиваль и получил наивысший пик взлёта по количеству участников соревнований (более 2000 человек) и представленных компаний для выставок своего профессионального парикмахерского оборудования. После смерти Николая Ивановича и в знак признательности его заслуг, Дмитрий Ершов учредил Кубок им. Николая Харьковского, который ежегодно вручает лично на фестивале его вдова, Алла Станиславовна Артёмова. Безвременный уход из жизни Николая Ивановича в марте 2011 года стал полным потрясением для всего мира парикмахерского искусства как у нас в стране, так и за рубежом. Попрощаться с ним в Воронеж съехались президенты ведущих мировых производителей парикмахерского оборудования, чемпионы и обладатели кубков в парикмахерских соревнованиях, его ученики. На имя Аллы Артёмовой тогда пришли сотни телеграмм и звонков сочувствия. Тысячи учеников по всей стране и за рубежом, словно, осиротели после его кончины. Таким количеством учеников в отдельно взятой профессии сегодня вряд ли кто сможет сравниться! Николая Ивановича Харьковского любили во многих городах России, Мира. Его ждали с нетерпением, собирались сотнями на его семинары, его разрывали приглашениями на судейство. Мало кто знает, что из 360 дней в году, в последние годы, более 200 из них он проводил в дали от семьи, в перелётах по странам, в бесконечных мастер-классах. Он был буквально на расхват, его график был расписан на год вперёд. Может этот поистине бешенный ритм и подорвал его здоровье. Писать об этом человеке можно ещё много, выслушивать мнение о нём его учеников – не хватит и одного тома книжного издания. Личность Николая Ивановича Харьковского сегодня в нашем городе, к сожалению, по достоинству не оценена. Власти словно не замечают, кто жил многие годы в Воронеже, привносил славу и известность своим трудом? В последнее время стремятся увековечить имена людей, которые и в Воронеже никогда-таки не бывали, не знают в какой стороне он и находится. А нашего самобытного мастера-самородка из города Калач, гениального земляка в упор не замечали при жизни и сейчас стремятся быстренько подзабыть. Что и говорить, сегодня профессия парикмахера находится в каком-то неконтролируемом падении. Ученики Николая Ивановича Харьковского продолжают держать высокую планку знаний и профессионализма. А вот на смену им пришли люди безграмотные, не стремящиеся к получению знаний, дипломов, категорий. Их уже не интересует участие в конкурсах парикмахерского искусства, профессиональная пресса. Они после торговли нижним бельём на рынке открывают в новых домах и в подвалах салончики, ставят рабочие кресла на квартирках и чешут, кто во что горазд. Часто можно наблюдать целые семейные подряды в этой профессии людей безграмотных, не культурных, стремящихся только к ежемоментному длинному рублю. Наступило время пустарей! Смог бы на это смотреть спокойно Николай Иванович Харьковский? Думаю, нет! Со своей энергией он бы был объединяющей фигурой, способной профессию парикмахера держать подальше от этих бездарных кустарей или помочь им, по настоящему, освоить её, как он достиг своих вершин мастерства в далёкие 70-ые годы прошлого столетия. Автор: Сергей Соболев. Фото: из семейного архива Аллы Артёмовой
«В школу ходят 12 детей из 30!». Воронежцы бьют тревогу из-за ситуации в девятых классах
Легенду Воронежа не узнать. Горожанам показали на фото, как теперь выглядит Юго-Западный рынок
Воронежцы: большой микрорайон остался без отделения почты
«Атака, а дитя не забрать». Воронежанка рассказала, как ей не отдавали ребёнка во время взрывов