Вадим Булатов

1 1034 1

ЛИПЕЦКИЙ ДОЛЖОК

VII

Двигаясь по Карла Маркса в том же направлении, как прошли площадь, мы вскоре добрались до Центрального пляжа. (По пути мы перешли безымянную протоку, которой я – тоже – уже есть и Булатовский крутояр, и Булатовский пруд – дал своё название – Булатовская.)

Довольно цивильный. С местами для переодевания. Со спасателями (чего я не наблюдал на пляже, которого уже нет, в своём городе). С обилием буйков на воде (чего тоже в Воронеже не помню). Народу немного.

Мы сделали по два захода в воду (Воронеж – главная река Липецка). Я дважды доплыл до буйка, Юрий – один раз, но долго там тусовался. В реке цветут лилии. Плавала утка. Летала чайка. Достаточно плавсредств. Люди отдыхают и развлекаются как могут.

Затем, по понтонному мосту, я сходил на остров Зелёный (Юра меня ждал). Он напоминает остров Петровский в Воронеже (близ Адмиралтейки), только слишком здоровенный.

Потом мы снова вернулись к автобусной остановке (кстати, в Липецке ходят трамваи; троллейбусы тоже): на ней останавливались только «большегрузные» автобусы, а маленькие маршрутки там не ходили (или я их не заметил). На маршруте № 27 мы доехали до…

Впрочем, о самом интересном, наверное, в тот день. Во всех городах России, кроме Воронежа, пассажирам городского транспорта даются билетики (в родном городе водители зачем-то забирают их себе – жаднюги – а за наличные и вовсе не получишь никакого проездного документа), хотя, возможно, наличные водители всё же прикарманивают и в Липецке (и некоторых других городах). В липецком транспорте установлены терминалы (но не такие как в Воронеже и не рядом с водителем). У первой двери, в салоне. Я подглядел, куда прикладываются карточки (и из терминала вылезает билет, который пассажир забирает себе), когда приходили автобусы не нашего маршрута. И сказал Юрию, чтобы он делал как я, когда войдём.

В наш автобус влезло столько народу, что «мама не горюй!». И тот терминал, что был мне уже знаком, я не нашёл. Я спросил у людей, куда прикладывать карточку. Но меня проигнорировали, словно я находился среди враждебной русскому человеку национальности. Я спросил у водителя. Он промычал что-то. Окошко низкое, шум страшный, да и шофёр в маске. Ничего не разобрал.

Вместо большого, уже знакомого мне терминала, у входа находился маленький, раньше мной встречаемый, но, по-моему, не в столице Черноземья. Мы приложили туда свои карточки. Конечно, проездные талоны мы не получили. А народ всё заходил и заходил, нас толкали вглубь. И тут появился другой терминал, дающий «чеки». Он почему-то находился далеко от входа.

Я порывался «приложиться» и тут. А вдруг будет проверка билетов? Я же ничего не знаю о специфике проезда в Липецке! Но Юра меня останавливал. Ему на телефон пришла sms-ка, что проезд им оплачен. Но я-то не получаю такие сообщения! Он расплачивается карточкой во всех магазинах, ему сообщения нужны. Я же расплачиваюсь карточкой только в маршрутках. Но мне повезло: женщина получила билет и выбросила его в пластиковую коробочку для билетов. Я подобрал. Успокоился. Но так и не узнал, бывают ли в Липецке контролёрские проверки (в Воронеже не проверяют, за всем следят водители и в редких случаях кондукторы, правда, последних я что-то давно не видел: людей приучили оплачивать транспорт добросовестно).

Карла Маркса – Советская – пр-т Победы.

Я захотел снять ещё и танк (памятник «Танкистам»), так как времени оставалось даже больше часа (вот почему мы бы успели на озёра). Но до танка «две остановки» (дальше) от автовокзала по навигатору. Через остановку автобус ушёл вправо. Куда глядел Юрий? Поленился хорошо ознакомиться с показаниями навигатора. Он остался меня ждать. А я рванул к танку.

Но там оказалась не остановка, а и все две. К тому же «танк в звезде» окружён автомобильным кольцом, на котором нет пешеходных переходов. Движение аховое. Стало даже немножко страшно. Но я прорвался и «запихал» в свой фотик ещё несколько снимков. Ну а далее – путь на вокзал.

Какое-то странное чувство возникло. Вроде что-то тогда (6 лет назад) всё-таки было в этом городе лучше. В Воронеже всё лучше стало за эти годы. А здесь – нет. Весна, что ли, тогда была. Эмоции, вдохновение. Вода в фонтанах била ввысь. Памятники некоторые не снял, что тогда… Да нет, я отгонял эти мысли прочь. В этот раз и сад сняли, и авиаторов, и в Нижнем парке хорошо погуляли, и на речку, и на остров, да и памятник танкистам тоже получился.

Да и день этот на творчество стал урожайным. Записаны строки в карманный блокнот, много экспромта на диктофон. Правда, в голову лезла одна лишь похабщина. Но я же «великий» матерный поэт! Несколько книг нецензурщины и хулиганства ждут издания. Из пристойного в Быхановом саду бросил: «Не пей, козлёночек – Иванушкой станешь». А из похабщины самое смешное и пристойное следующее.

«В Липецке есть заброшенная гостиница. От названия её остались только четыре буквы: «…у…ист». Первые три буквы отвалились». (Это когда купаться шли.)

Юрий в который раз за день спросил меня: будем ли мы пить водку? Я обозвал его Мефистофелем-искусителем и в очередной раз дал отрицательный ответ. Хватит пьянствовать. Не молодой уже: надо подумать и о здоровье.

На дорожку мы съели по пицце пеперони.

Рейс малость задержался. Снова много народу. На наших местах (7 и 8) уже сидели. Я согнал чужаков. Юрка предлагал пойти назад. Но я «включил» дар предвидения и никуда не дёрнулся. Сверка билетов и мест! Ещё несколько минут задержки. И выехали с автовокзала только где-то в 18:51(52). И снова остановки на каждой остановке. Подсаживаются люди и подсаживаются. Автобус забивается пуще утреннего! И снова хлевенские ребятишки наскребли 500 рублей. Знакомые лица.

Ноги гудели. Сказывалась усталость от ходьбы. Но спать не хотелось.

Теперь я сидел у окна и запоминал названия населённых пунктов, встречавшихся на дорожных указателях. Сырское, Подгорное, Хрущёвка, Ленино, Боринское. С этим названием у меня печальная история.

В начале 90-х я со своей первой семьёй (жена и дочь) ездил в Липецк (на «Вольво-345», тогда – бандитский автомобиль). Просто так, по магазинам пошляться. А потом возвращались домой. В Боринском зашли в местную торговую точку и увидели «Липецкую» минеральную. В стеклянных бутылках. А в Воронеже её не было никакой. Попросили ящик. Продавщица нас таких богатых невзлюбила. Сказала, что можно лишь по две бутылки на человека. Хорошо, дайте на троих – шесть бутылок. А она: только в обмен на пустую тару. Вот такая вот в Советском Союзе была торговля. Хоть и не было тогда уже СССР. Уехали, понятно, ни с чем. А так хотелось настоящей минералки!

Елецкая Лозовка, Хлевное (проехали по окраине: ребятишки сошли), Конь-Колодезь. Двигались медленно. И лишь войдя в родную область, водитель разогнался почти до ста километров в час. И почти успел к девяти: в 9:01 остановка на автовокзале (Юрий сошёл у памятника Славы).

Заглянул в «Пятёрочку». Купил топлёного молока, колбасы и батон. Мало того, что на 9 рублей больше пробили, так ещё и рубль сдачи давать не хотели. Оборзели торгаши!

Домой шёл медленно. Но силы ещё оставались. Молоко выпил по дороге. В 22:08 пришёл домой. Перекусил, вышел в интернет и в 23:05 лёг спать.

Всё! Свыше 360 фотографий сегодня. Около 40 видеороликов, из которых потом получился часовой фильм.

День закончился. Уснул быстро.