«На наш с Владимиром Владимировичем век нефти хватит», – уверяет главред «Эха Москвы» интервьюера Юрия Дудя. На вопрос ведущего, хватит ли нефти и на его век, Венедиктов ответил: «а это будут уже ваши проблемы». Как ни странно, эта эмоциональная оценка созвучна прогнозу главы Минэнерго: «запасов углеводородов в России хватит в среднем в 30 лет», — говорил в прошлом году министр Александр Новак. Глава «Новатэка» Леонид Михельсон также признался, что запасов компании хватит на 24 года.
Очень похожий прогноз — нефть закончится к 2044 году — и у Минприроды, поскольку известно о 14 млрд тонн нефтяных запасов в России, а добываем мы ежегодно около 505 млн тонн. Если разделить одно на другое, получится, что нефти при нынешнем уровне добычи у нас хватит на 28 лет.
Можно протянуть дольше, если искать новые месторождения. По оценке Минприроды, в российских недрах содержатся около 29 млрд тонн нефти. Но о 14 млрд тонн уже точно известно, что их можно добыть, а остальные запасы ещё нужно подтвердить.
Из принципа всех этих подсчетов понятно, что они верны при трех условиях: спрос на нефть не меняется, добыча остается прежней из года в год, а новые месторождения не разведывают. Так ли это на самом деле?
Сколько нефти нужно миру?
В ближайшие несколько лет объем потребления нефти в мире ещё будет расти быстрыми темпами — примерно до 2020 года. Но вот в последующие 20 лет этот рост станет совсем символическим, говорится в отчёте British Petroleum (BP). Хотя планета будет потреблять всё больше топлива, в том числе и нефти, на неё будет приходиться меньшая доля в общем объеме потребления — 27% (против нынешних 30%), зато всё больше будет приходиться на возобновляемую энергию — её потребление вырастет в 3,5 раза. Несмотря на это, президент BP Дэвид Кэмпбелл уверен, что «зелёная» энергетика пока далека от того, чтобы вытеснить традиционные нефть и газ.
Институт энергетических исследований РАН дает похожий прогноз – из всей потребляемой первичной энергии нефть в 2040 году будет составлять 27% (вместо 32% в 2010 году). Можно найти десятки причин этого, но одна из основных сводится к тому, что транспорт — основной источник спроса на нефть — всё эффективнее экономит топливо и переходит на гибридные двигатели. Всё это говорит о том, что добывать существенно больше нефти, чем сейчас, смысла нет. Но и сокращения объема добычи не предвидится.
Сколько нефти у нас есть?
Долгое время данные о запасах нефти в России были засекречены. Впервые цифру — 17,8 млрд тонн — обнародовал в 2012 году занимавший тогда пост министра природных ресурсов Сергей Донской. Аналитики BP тогда с недоверием отнеслись к этим данным: их оценка была гораздо скромнее — около 11,9 млрд тонн. По данным самого свежего отчета компании по итогам 2016 года, сейчас из недр России можно выкачать 15 млрд тонн. Для сравнения: по данным ОПЕК, у Венесуэлы запасы втрое больше, а у Саудовской Аравии — в 2,5 раза.
По прогнозу BP, Россия в ближайшие 20 лет останется крупнейшим экспортером энергоресурсов в мире. При этом аналитики РАН не ждут, что Россия станет добывать существенно больше нефти. Они прогнозируют, что в 2030 году мы будем качать примерно столько же, сколько сейчас — 500 млн тонн в год. Такой же объем добычи будет у США и Саудовской Аравии. Из всего этого можно сделать вывод: Россия вряд ли начнет добывать больше нефти, чем сейчас. А значит, хотя бы эта часть уравнения «когда в России закончится нефть» выполняется.
Найдутся ли новые источники нефти?
Пожалуй это – главная загвоздка. В России находят довольно мало «новой» нефти, а ту, что удается разведать, не всегда удобно и прибыльно добывать. Пик разведывательных работ пришёлся на конец 1980-х, ещё во времена СССР. После этого новые месторождения особенно активно открывали в 1999-2002 и потом в 2004-2010 годы. За 2016 год Россия нарастила нефтяные запасы на 1 млрд тонн (это ровно вдвое больше, чем мы добываем ежегодно) — и это стало рекордом за последние семь лет.
Но разведать — мало. Надо, чтобы добывать нефть на найденных месторождениях было рентабельно. И вот тут в России – загвоздка: 80% запасов, о приросте которых радостно рапортуют российские компании, добывать нерентабельно, уверен замдиректора по научной работе Института проблем нефти и газа РАН Василий Богоявленский.
Добывать нефть на новых месторождениях, в основном — шельфовых, выгодно при стоимости нефти около $70 за баррель, говорил глава «Роснефти» Игорь Сечин.
Сейчас она стоит больше – выше $78 за баррель, и, возможно, будет расти еще. BofA Merrill Lynch вообще прогнозирует рост до $100 за баррель из-за коллапса в нефтяной отрасли Венесуэлы и санкций США против Ирана. Но в прошлом году котировки редко поднимались до $70. Кроме того, из недавно открытых запасов нефти только 20% — новые месторождения, а все остальное — доразведанные старые. Например, в 2015 году в России нашли только 7 новых месторождений, три из них — в Балтийском море. К слову, вообще все надежды на новую нефть в России связаны с морями и Арктикой. Интересно, что и уровень добычи нефти сейчас немного ниже, чем в 1980-е.
Справедливости ради отметим, что это – не сугубо российская тенденция. Для планеты в целом 2015-2016 годы стали самыми «мертвыми» с точки зрения разведки нефтяных месторождений с 1952 года. В 2016 году обнаружили немногим больше 500 млн т «новой» нефти. Это очень мало: все страны мира при нынешнем уровне потребления израсходуют их всего за 45 дней.
Что будет дальше?
Получается, что добывать больше нефти, чем сейчас, мы вряд ли будем, а с поиском новых месторождений у нас всё не так уж гладко. Тогда если у России в запасах — 15 млрд тонн нефти, а добывает она около 500 млн тонн в год, то главного экспортного товара нам хватит только на 30 лет.
Что будет дальше — зависит от множества факторов. В первую очередь — от того, сможет ли Россия найти новые месторождения — и, что самое главное, будут ли их разработка рентабельной. Этого можно добиться разными способами. Например — с помощью технологий, либо отменив экспортные пошлины на нефть. Последнюю идею активно продвигает Минфин.
https://openmedia.io/nadolgo-li-rossii-xvatit-nefti/
Сегодня: bor0dckina.o, Юлияя С, Лиса2020, Елена Колтунова, Википин, Юлия2412, Крендель, Виталий 3345, VGorshkov14, masloff77, Venefica, Маэстро, Docihor, Rina3883, grsms, murzin.veniami, olya.gr2010, zaqwsx248712
«В школу ходят 12 детей из 30!». Воронежцы бьют тревогу из-за ситуации в девятых классах
Легенду Воронежа не узнать. Горожанам показали на фото, как теперь выглядит Юго-Западный рынок
Воронежцы: большой микрорайон остался без отделения почты
«Атака, а дитя не забрать». Воронежанка рассказала, как ей не отдавали ребёнка во время взрывов