Точное количество бездомных, обитающих на территории Воронежской области, подсчитать трудно — официальная статистика не ведётся. Государство от помощи бомжам практически самоустранилось. Помогают им лишь неравнодушные люди и некоторые общественные организации, такие как «Рассвет». По оценкам волонтёров «Рассвета», на территории области насчитывается порядка 3 – 4 тысяч человек, оставшихся без крова над головой.
Распространённое заблуждение, что большинство бездомных и бродяг – это спившиеся люди или наркоманы. В «Рассвете» корреспондентам «МОЁ!» рассказали, что очень часто среди бездомных встречаются жертвы чёрных риэлторов, мигранты из других стран и регионов, бывшие заключённые, вышедшие из интернатов дети-сироты, а также люди, перенёсшие тяжелую болезнь (инсульт или серьёзную травму), после чего они оказались сначала без денег, а потом без жилья. В России выпасть из социальной структуры общества легко, а вернуться обратно удаётся немногим.
По мнению волонтёра «Рассвета» Дмитрия Константинова, занимающегося проблемами бездомных, если человек провёл на улице более трёх лет, самостоятельно адаптироваться к жизни он уже не сможет. Лишь немногим бездомным удаётся заново начать жить и полноценно вернуться в общество – снова научиться ходить на работу, покупать продукты, пользоваться общественным транспортом.
– Для возвращения человека к нормальной жизни нужна работа психологов. А начать решать проблему ресоциализации человека нужно с элементарного – строительства общественных душевых. Человек, который не мылся несколько недель (а то и месяцев или лет), просто стесняется себя, он не сможет ходить по инстанциям, восстанавливать документы, устраиваться на работу… Так что главный этап в социализации – личная гигиена. Хорошо бы, чтобы местные власти обратили на это внимание и открыли общественные душевые.
Волонтёры «Рассвета» знают, что большинство постояльцев их приютов не хотят потом возвращаться к бродяжничеству. Но главная проблема – отсутствие документов, которые многим бездомным очень трудно восстановить. Походив по инстанциям, люди быстро опускают руки и падают духом, когда понимают, что восстановить документы трудно или, как им кажется, невозможно.
– Эта самая большая беда, – считает Дмитрий Константинов. – Есть благотворители, тайные меценаты, которые помогают бездомным и продуктами, и одеждой, и лекарствами... Но вот когда речь заходит о документах, помочь бездомному трудно. А без паспорта человеку на нормальную работу невозможно устроиться. И получается замкнутый круг.
Вопросы об общественных душевых, а также о том, как могут региональные власти помочь в решении проблем бездомных, журналисты «МОЁ!» направили в правительство Воронежской области. Материал о проблеме бездомных читайте в ближайшем номере газеты «МОЁ!» от 3 апреля.
Читать все комментарии