Скульптура, будучи искусством объёмным, требует соответствующей организации пространства, её окружающей архитектурной среды. В результате возникает синтез скульптуры и архитектуры. Скульптор еще на ранней стадии работы над определенной темой монументальной скульптуры в соавторстве с архитектором работает над организацией пространства вокруг неё и подчиняет композиционно скульптуре.
Случаи перестановки памятников крайне редки. Перестановки их сложны с точки зрения привязки к новому месту, к новой окружающей среде. Кроме того, такие передвижки редко имеют смысл. Это можно проследить на примере неоднократного переноса памятника Алексею Кольцову.
Немного истории. Первый памятник воронежскому поэту Алексею Кольцову был открыт 27 октября 1868 года благодаря стараниям его родной сестры Александры Андронниковой в нынешнем Кольцовском сквере. Минорно-торжественный, органично вписанный в окружающую среду, вот уже 150 лет он останавливает взор посетителей сквера, заставляя их интуитивно отдать дань уважения памяти поэта. В данном случае сама скульптура органично решена с архитектурной средой. Это чувствует каждый.
Другой памятник поэту был открыт в 1976 году на большом открытом пространстве у Покровской церкви. Авторами памятника являются скульптор Павел Бондаренко и архитектор Игорь Савичев.
В данном варианте образная трактовка монумента авторами основывалась на визуальной связи задумчивого взора поэта к родным воронежским просторам, его мыслях о простых людях, воспетых в его стихах и песнях. Памятник был торжественно открыт, но к тому времени огромное пространство площади функционально не было сформировано, как и территория вокруг памятника. Поэтому главного требования – необходимого синтеза скульптуры с архитектурной средой – недоставало.
Требовались время и средства на ее окончательное завершение. Вместо этого начались поспешные, непродуманные попытки поиска нового места для монумента. Причём без согласования и привлечения к этому ответственному делу авторов монумента в нарушение всех этических норм и законов об авторском праве. В результате монумент «спрятали» в кустах у нового драматического театра. Но каждый житель нашего города и наверняка гости понимали, что памятник не на месте.
Очередное решение «переезда» почти 100-тонного монумента на Кольцовский бульвар, по моему убеждению, было также профессионально непродуманно. Осматривая новую градостроительную ситуацию территории памятника поэта, испытываешь чувство глубокого неудовлетворения неорганизованной архитектурной средой вокруг монумента, постановкой самой скульптуры: она расположена близко к перекрёстку, находится левее относительно центральной оси бульвара.
И глубоко задумчивый взор поэта теперь обращен не к воронежским далям, а к перегруженному транспортом перекрестку. О чем думает поэт на новом месте? Синтеза скульптуры с окружающей средой, к сожалению, пока не получилось. В положенную десятку авторы очередного переноса памятника любимому поэту не попали.
Читать все комментарии