«Русский секс интереснее русской литературы?»

23.11.2018 13:21
МОЁ! Online
5

Читать все комментарии

В Воронеж из Северной столицы ехал на верхней боковой полке и обдумывал этот материал. Эпиграфом хотел взять лермонтовское «Но есть и Божий суд, наперсники разврата!..» Вернувшись, немного остыл и понял, что так резко и желчно, конечно, не стоит. Основания, впрочем, имеются...

17 ноября в Санкт-Петербурге состоялся финал Национальной премии «Русские рифмы» и «Русское слово» для молодых авторов, пишущих на русском языке. Всего в конкурсе участвовало более 400 человек в девяти номинациях. На церемонию награждения пригласили по три финалиста из каждой. Победителей выбирало «в этом году беспрецедентное» жюри, возглавляемое продюсером Игорем Матвиенко.

Мероприятие проходило в рамках Международного культурного форума в центре дизайна Artplay. Шампанское лилось рекой. На входе постелили красную дорожку. Мультимедийное шоу без участия ведущего разбавили выступлениями «лучших представителей культурной элиты страны»: что-то невнятное, похожее на рэп, исполнил Алекша Нович, опусы которого, как выяснилось, «целое поколение повторяет как мантру», Гимн России пели эксперты и участники форума, не видя особенной разницы между попсовыми песнями и гимном своей страны. На припеве приплясывали под бит...

Примерно то же было на всероссийском молодёжном форуме «Таврида», который проходит в Крыму уже четыре года и позиционируется как «главная площадка для молодых деятелей культуры и искусства». (В этом году «Таврида» была отборочным туром «Русских рифм» и «Русского слова»).

Целыми днями музыка. В основном – как там выражаются – «хайповая». Текст одной песни специально записал: «Встретим Сашу, поймём, что Саша наркотически обдолбашен (на самом деле схожее по смыслу нецензурное слово) и груб...»

Что сказать: стильно, модно, молодёжно.

Два года подряд на «Тавриде» получал гранты (по несколько сот тысяч рублей) стихотворец из Белгорода: идеальный пример хорошего менеджера и плохого поэта, как говорят о нём в профессиональной среде. Но организаторам именно это и нужно: директор форума на встречах с «красивыми-двадцатидвухлетними» твердил о том, что молодые деятели искусства должны продать свои творения, а в кулуарах и вовсе признавался, что «Таврида» – не образовательный форум, собрались мы – «попиариться».

Сейчас белгородский «менеджер» пишет стихи из мест не столь отдалённых: задержан по подозрению в распространении наркотиков.

Куратор смены на последней тренд-сессии (программа личностного развития, разработанная Федеральным агентством по делам молодёжи) вышла на сцену в футболке с надписью «Русский секс интереснее русской литературы... ой, наоборот», а в микрофон попросила оператора снимать её «вот по сюда». Она же, к слову, и была литературным экспертом Национальной премии.

С русским языком у организаторов тоже есть определённые проблемы: например, ребята, которые уже были на форуме, назывались «амбассадорами», беседки – «харпами», вожатые – «атташе» и т. д.

Пока начальник управления президента по общественным проектам Сергей Новиков говорил, что «главное его удивление – люди, которые занимаются не только современными жанрами – блогом и критикой(!), но и пишут романы...», финалисты премии в номинации «За вклад в развитие культуры» Вадим Левенталь, Андрей Аствацатуров и Евгений Водолазкин рассматривали подарки – горшки с искусственными цветами... Молодым литераторам повезло больше: их ждала почётная грамота. Для лауреатов Национальной премии подготовили особенный подарок – право на издание авторской книги тиражом в десять(!) экземпляров в интернет-издательстве Ridero.

Вот то внимание, которое, как заявляет директор Роскультцетра Сергей Першин, «молодые авторы получают со стороны издателя, общества и государственной власти», истинная награда для «новых есениных и довлатовых – русских имён, которыми зачитывались бы не только на внутреннем рынке...».

И правда – важнее потратить деньги на шампанское и красную дорожку.

О реальной поддержке загибающейся отечественной словесности и не думали.

Помню, как Павел Крючков – заведующий отделом поэзии в «Новом мире», хранитель и собиратель писательских голосов – включал в «Липках» (на семинарах для молодых писателей) записи Льва Толстого, Ходасевича, Мандельштама… И в то же время фоном – по всему отелю, в котором мы жили, – разрывалась какая-то абсолютно дикая попсовая песня.

Думал: мы – безумцы? Или безумие вокруг?

Наверное – всё ра́вно.

Тогда – пора бы и помолчать. Потому что говорить что-либо в этом вездесущем бестолковом шуме нет никакого смысла.

Страница автора в «Фейсбуке».

Самое читаемое