Алексей Будовский в своё время закончил экономфак воронежского университета, затем работал в Белгородской области, потом несколько лет жил и работал в Объединённых Арабских Эмиратах. По мнению Алексея, доступная среда, о которой у нас так любят говорить и для создания которой так мало делают, нужна не только инвалидам. Это иное качество жизни для ВСЕХ. «Только когда попадаешь в города, спроектированные с расчётом на колясочников, понимаешь, насколько это удобно. С ребёнком в коляске гулять гораздо комфортнее, пожилым людям намного легче передвигаться, и, как ни странно, этим активно пользуются спортсмены. Я всегда выбираю пандус во время пробежки», – написал Алексей в соцсетях при обсуждении этой темы. По просьбе «МОЁ!» Алексей поделился своим взглядом на проблему формирования доступной среды в наших российских городах.
– Через несколько лет тема инвалидов будет закрыта. Инвалиды исчезнут, как когда-то викинги. Растворятся, потеряют идентичность. Перестанут выделять, выхватывать из толпы своих. Их самих, людей с ограниченными возможностями, перестанут замечать. Просто не будет никаких ограниченных возможностей.
Если не спасать мир от оси зла и однополярного мира, из немаргинального остаётся только менять качество жизни. Качество жизни в городской среде, на которую всё завязано.
Это интересная непростая задача, челлендж. Столько всего нужно переосмыслить, перебрать, воссоздать. Не сразу, будем реалистами.
Так не бывает, чтобы вдруг – немецкий автомобиль. Все придётся испытывать на максимальных нагрузках. Вычислять слабые места, неэффективные решения, неподходящие материалы. Ясно, кто должен всё это тестить. Никто не прокачает пространства городов лучше викингов.
Продуманная комфортная среда вокруг нас – это вообще не про инвалидов. Мы выгуливаем детей в колясках. И просто за ручку, когда уже научились ходить. Наши пожилые родители должны знать, что удобный и безопасный маршрут начинается за дверным порогом, а вовсе не в парке. И заканчивается… нет, нигде не заканчивается. Наши старшие дети на роликах, скутерах, великах, и не только во дворе, хоть на другой конец города, к дедам. Готовиться к марафону получается иногда только вечером, после работы. По ступенькам бежать травмоопасно — не задумываясь, выбираем пандус. Чемодан в руке выглядит винтажно, но привычнее всё же на колёсах и вообще – пусть дети катят.
Какое-то время я жил с семьей в Шардже, ОАЭ. Не самый богатый эмират. Но любой перепад высоты, где есть ступени, дублируется пандусом или лифтом. Жилое здание, частная вилла, офис, госучреждение, кинотеатр, прогулочная зона – везде. При этом я ни разу не слышал слова ramp («наклонный въезд, пандус» – англ.). Не обсуждается, нет необходимости. Толкаешь коляску и на автомате складываешь в маршрут пологие спуски. Не везде. Есть районы, где коляска не пройдёт. Какие-то пустыри, индустриальные зоны. В Эмиратах вообще не все так чудесно, как может показаться на туристических маршрутах. Но если территория благоустроена (то есть нет строительных заграждений), рядом с лестницей будет интуитивно вычисляемая альтернатива.
Качество жизни – это не аморально. Как ни поверни, даже борьба с консьюмеризмом, оказывается, об этом.
Нормальная человеческая потребность в движении. В правильном направлении.
В каком – не всегда очевидно, но вместе с викингами разберёмся. Удобно, практично, доступно. Используем их опыт и тактику ведения боевых действий, выработанную годами. А потом эти люди исчезнут. Потому что какими бы сильными они ни были, их эпоха заканчивается.
Читать все комментарии