Преподаватель ВГУ Роман Жолудь поделился своим мнением о том, можно ли по закону заставить людей уважать власть
В конце марта Госдумой был принят, а президентом подписан закон об ответственности за демонстрацию неуважения к власти. Если быть точнее, речь идёт не об отдельном законе, а о поправках к ст. 15 части 1-1 закона РФ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Звучит это так: «Порядок ограничения доступа к информации (материалам), выражающей (выражающим) в неприличной форме явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам Российской Федерации, Конституции Российской Федерации и органам, осуществляющим государственную власть в Российской Федерации». «МОЁ!» попросила высказать мнение об этих поправках преподавателя факультета журналистики ВГУ Романа Жолудя.
Мы уже неделю живем с законом, запрещающим неуважение к власти. Споры вокруг него не утихают: юристы жалуются на расплывчатость формулировок, народ упражняется в шутках, прокуратуры начинают его применять. А я всё не могу понять, как можно заставить человека кого-то уважать.
«А как же, например, уважение к старшим?» – спросите вы. Нам же постоянно говорят, что нужно уважать: чувства и мнения других людей, их свободу, религиозные чувства. Значит, возможно заставить уважать и власть.
Уважение или неуважение – это чувство, которое появляется, когда мы что-то узнаём о людях. Невозможно заранее уважать незнакомого человека. И когда нам говорят, что к любому нужно относиться уважительно, на самом деле имеют в виду не уважение, а нормы этикета. Правила общения и поведения.
Ребенку говорят, что ему нужно уважать родителей, учителей, вообще всех взрослых. Подразумевается, что он должен всего лишь вести себя с ними культурно, вежливо. А с уважением всё сложнее. Можно ли требовать от дочери уважения к женщине, оставившей ее умирать от голода и жажды в квартире? Рискнете заставить школьника уважать учителя, который издевается над ним при всем классе? Как вы будете относиться к чиновнику, ворующему бюджетные деньги? К полицейскому, пытающему задержанного?
Мы, может, и рады бы уважать власть. Но почему-то постоянно что-то мешает. То нам расскажут, что можно питаться на три с половиной тысячи рублей в месяц. То порекомендуют лечить сердце подорожником вместо импортных лекарств. Или обвинят в том, что нарожали слишком много детей: государство нас не просило, оказывается, об этом. И желание уважать куда-то пропадает. Странно, да?
При этом сами представители власти стали очень нежными и обидчивыми. Вот наш земляк Дмитрий Рогозин, руководящий сейчас «Роскосмосом», обратился в суд из-за критических публикаций в СМИ. Он считает, что те намеренно оклеветали его корпорацию. Ну да, у нас же космическая отрасль под мудрым руководством Дмитрия Олеговича процветает, а вместо уважения и почёта – клевета.
В истории России был царь, которого принято считать грубым мужланом и солдафоном, – Николай I. Над ним смеялись образованные современники. Гоголь едко высмеивал его в «Ревизоре». Николай знал об этом и даже периодически возмущался. Однако Гоголя он не трогал. И даже посылал ему деньги, когда тот бедствовал в Италии. Нынешней власти тут есть чему поучиться.
И вот получается, что моё уважение или неуважение появляется из моего же мнения о людях. И главный критерий – их дела. Не должность, не место работы или положение в обществе. А если меня заставляют кого-то уважать – значит, хотят насильно изменить моё мнение. А это, между прочим, запрещено Конституцией.
Читать все комментарии