Российских автомобилистов уже давно обложили кучей всевозможных (зачастую дублирующих друг друга) налогов, сборов, акцизов, навязанных услуг, штрафов. Навскидку: транспортный налог, бензиновый акциз, «Платон», платные дороги, космические суммы штрафов (до полумиллиона рублей) за перегруз и последующие иски о возмещении причинённого вреда дорогам. Система видеофиксации нарушений, которую уже верховная власть без стеснения признаёт обычным бизнесом, а не борьбой с аварийностью. В Воронежской области, например, собирают более 1 миллиарда рублей в год на «письмах счастья», а аварийность растёт.
Стоит ли после этого удивляться попыткам водителей хоть как-то компенсировать эти бесконечные поборы? Вот и появились у нас желающие сэкономить хоть по 50 — 100 рублей на пунктах взимания платы, которые как грибы растут на М4 «Дон». Нарушать порядок, конечно, нехорошо. Но ведь и бороться с такой «предприимчивостью» надо законными способами, а не с помощью сомнительных доморощенных инициатив: мне телевизор все уши прожужжал про наше насквозь правовое государство.
Тем не менее дорожники, немного посовещавшись в кулуарах с ГАИ, понатыкали в пунктах пропуска трассы М4 «Дон» светофоров с «фотофинишами». И вот уже водители, не оплатившие оказанную услугу по договору (гражданско-правовые отношения), платят административный штраф за нарушение требований сигнала светофора. Как говорится, ловкость рук и никакого мошенничества! Кое-кто, правда, выразил несогласие с такой манипуляцией и обжаловал «письма счастья». Однако суды быстро пресекли эти «инсинуации» и принялись массово засиливать постановления Госавтоинспекции.
Я и сам принял участие в одном из таких процессов в качестве защитника. И честно говоря, остался абсолютно неудовлетворённым доводами суда по оценке моих доводов. Я говорю: ни один знак, ни один светофор на дороге не могут появиться без утверждённого проекта организации дорожного движения (ПОДД). Таково требование закона. Заявляю ходатайство о запросе в «Автодоре» и приобщении к материалам дела этого документа. В удовлетворении отказано на том основании, что ГАИ предоставила (абсолютно нечитаемую, кстати) «Схему дислокации дорожных знаков» на одном листе формата А4. Но ведь закон требует проект, а не схему!
Далее со ссылками на ГОСТы пытаюсь объяснить, что светофоры устанавливаются не по прихоти начальников, а лишь при определённых условиях: наличии перекрёстка, пересечении транспортных и пешеходных потоков, очерёдность пропуска которых надо регулировать. Рассказываю, что зелёный сигнал в обязательном порядке должен моргать, затем должен на 3 секунды загораться жёлтый и лишь потом — красный.
Однако установленная рядом со шлагбаумом «трёхглазая гирлянда», у которой средняя секция вместо жёлтого горит зелёным светом и никогда не моргает (не предупреждает о скорой смене сигнала), а секция с жёлтым сигналом вообще отсутствует, противоречит не только ГОСТу, но и здравому смыслу. Такому не учат в автошколах. Таких «светофоров» нет в экзаменационных билетах ГАИ! Эдак скоро начнут наказывать за надписи на заборах!
Однако эти доводы, подкреплённые ссылками на законы и нормативные акты, были с лёгкостью отвергнуты судом. Во-первых, у суда «не возникло сомнений в технической правильности установки светофоров». Во-вторых, водитель был «безусловно осведомлён об установленном светофорном объекте». В-третьих, «стоп-линия хоть и затёрта, но «очевидна для всех водителей».
В общем, «все в сад»! Для меня это, конечно, не новость, однако всё равно обидно. После таких судебных решений всегда вспоминаю мнение известного московского адвоката Генри Резника: «У нас есть презумпция достоверности любой лабуды, которую скажет полицейский!»
К сожалению, судебная практика сформирована, система одержала очередную победу над законом и здравым смыслом. Но тут произошло интересное событие. Правительство России, озаботившись проблемой «безбилетников», решило ввести новый штраф в размере 2 500 рублей для автомобилистов, которые бесплатно проезжают по платным дорогам. Видимо, в Москве не в курсе, что проблему можно решить без изменения законодательства. Ну а Воронеж поскромничал и не стал рекламировать в верхах свой передовой опыт решения вопроса «без шума и пыли».
В конце июня идею нового штрафа рассматривали на экспертном совете при президенте РФ. Постановили: предложение юридически сыровато, требует доработки. В итоговом документе было отмечено, что «установление административной ответственности за неоплаченный проезд по платной автодороге вызывает сомнение, поскольку по существу в основе отношений, связанных с движением по такой автомобильной дороге, лежит гражданско-правовой договор, за нарушение которого логично было бы установить не административную, а гражданско-правовую ответственность».
У воронежских гаишников, дорожников и судей таких сомнений нет. Вот интересно: если в КоАП РФ всё-таки внесут статью с новым штрафом, то в Воронежской области с водителей будут взыскивать два штрафа за одно нарушение или всё-таки совесть проснётся?
Читать все комментарии