«Бессмертный полк» нельзя превращать в государственное мероприятие»
– Мы задумывали «Бессметный полк» как историю личной семейной памяти. Даже если в каком-то селе на акцию выходит один человек и выносит портрет своего предка, это уже большое дело. И эти смыслы мы пытаемся сохранить там, где «Бессмертный полк» организуют наши волонтёры-координаторы.
Но в 2015 году появилась организация «Бессмертный полк России» – с её вертикальной структурой, функционерами, планами и отчётами. И это перевело акцию в некоторых городах из плоскости народного движения в плоскость государственного мероприятия. В этом году регионы как бы состязались между собой, какому удалось собрать больше людей на акцию «Бессмертный полк». Были случаи, когда школьникам настоятельно рекомендовали участвовать в «Бессмертном полку», прямо так навязчиво прививали любовь к Родине, пытались вменить её в обязательную программу. Это, в общем, довольно губительно для «Бессмертного полка» может оказаться.
Гонка за показателями существует, это правда. Даже журналисты независимых СМИ постоянно интересовались у нас численностью колонн, как будто это показатель успеха. У нас вообще страна, которая увлекается показателями. Мол, нужно, чтобы вышло 100 миллионов человек. А для чего – никто не понимает.
Впрочем, в подавляющем большинстве городов и в подавляющем большинстве случаев в «Бессмертный полк» люди приходят сами. И вот эту искренность человеческую ничем не перешибить.
Для нас цифры не важны. Для нас важно, что «Бессмертный полк» был, есть и остаётся историей персональной памяти. Мы хотим, чтобы люди соотносили 9 Мая не с абстрактным «народом-победителем», а с историей своей семьи.
Желательно, чтобы это была честная история. Потому что война – это не только подвиг. В истории Великой Отечественной войны, к сожалению, был и позор неорганизованности, неоправданные гигантские потери, кровь, грязь, пот – всё, о чём рассказывали писатели-фронтовики, такие как Виктор Астафьев или Даниил Гранин. Войну нужно помнить и такой, потому что документальное представление об истории войны служит прививкой от агрессии и пошлости. Со всеми этими надписями и наклейками на автомобилях «На Берлин!», «Если надо, повторим!» и т.п..
«Бессмертный полк» должен людей консолидировать. А когда появляются какие-то политические символы, которые могут расколоть людей внутри «Бессмертного полка», наподобие портретов Сталина, Николая II и прочих неоднозначных личностей, это очень плохо. Это, как мне кажется, безответственное отношение к смыслам «Бессмертного полка».
Мы делаем только одно исключение – для ребят, которые погибли в Афганистане. Потому что к нам обращались матери этих ребят, и мы по-человечески не смогли им отказать. Но это единственное исключение.
От редакции. Любимые читатели! Вы профессионально разбираетесь в том или ином вопросе? У вас есть своя точка зрения по актуальным для воронежцев проблемам? Присылайте своё мнение по электронной почте на адрес moe@kpv.ru. Обязательно укажите в теме письма название рубрики «Мнение» и не забудьте оставить координаты для обратной связи.
Читать все комментарии