«Процесс превращения республик Донбасса в государства становится необратимым»
— Присутствуя при исторических событиях, мы зачастую не понимаем их истинного значения. В новостях и политических ток-шоу обсуждают что угодно. Но мало кто говорит о вещах основополагающих. Хотя последние факты позволяют понять, что происходит на самом деле.
Незалежная внутри себя давно отказалась от Донецка и Луганска. Поведение украинской власти свидетельствует: непризнанные республики для них — отрезанный ломоть. Возвращать их никто не собирается.
Когда Россия столкнулась с похожей ситуацией в Чечне, она продолжала платить пенсии, никто не отключал там газ, свет, воду. Никто не ставил блок-посты, не мешал проезду. Потому что мы собирались туда вернуться. Не было всеобщей ненависти и ажиотажа. Люди в самой республике чувствовали: есть страна, которая продолжает о них заботиться.
Что мы видим на Украине?
Здесь в силу возобладавшего состояния умов пошли по другому пути — блокады, невыплаты пенсий, перекрытия железнодорожных путей. Жителей мятежных регионов пытаются поставить на колени. Надеются, что они приползут обратно. Но там живут такие же упертые люди, что и в Киеве.
И эти самопровозглашенные республики шаг за шагом окукливаются в независимые государства. Как Приднестровье, Абхазия или Осетия. А Россия идет навстречу: признала местные паспорта, помогает материально. Так что, когда говорят: «Путин слил Донбасс», — это не правда. Не слил. Просто острая фаза прошла, и теперь развитие идет маленькими шажками.
В ДНР и ЛНР создали свою армию — хорошо вооруженную, структурированную. Какова ее численность? Кто-то говорит, 30 тысяч, кто-то — больше. Гадать не будем. Главное — она опытная и боеспособная. Думаю, офицеры там — все те же российские отпускники. А солдаты — в основном бывшие работяги с закрывшихся шахт. Им семьи кормить надо. Поэтому служат не только за идею или «русскую весну», но и за достойную жизнь: здесь им дают приличную зарплату.
Во-вторых, формируется и постепенно цементируется государственный аппарат. Появились люди при должностях, которые являются властью. Они почувствовали ее вкус. И уже так просто не отдадут.
Происходит и экономическое становление этих республик. До сих пор они существовали по такой схеме: предприятия, которые там работали, отправляли налоги на Украину. Оттуда поступали необходимые товары. Руководство ДНР и ЛНР давно пыталось переломить ситуацию — чтобы все сборы оставались внутри. А тут подвернулся удачный момент: «Правый сектор» отрезал железную дорогу. Сыграл на руку. И с 1 марта — на месяц раньше, чем собирались, — власти Донбасса взяли местные предприятия под внешнее управление. И теперь сами дают указания их владельцам, куда платить налоги, какие налаживать связи и с кем заключать договоры. Для линии соприкосновения установили статус государственной границы. Плюс встречная «инициатива» — госблокада со стороны Украины: Порошенко не смог обуздать радикалов и сам решил их возглавить.
К чему все это приведет?
Ситуация становится необратимой. Некоторые шахты, оборвав прежние торговые контакты, уже начали поставлять уголь в Россию. И сейчас может возникнуть такая же схема, как с газом. Когда Незалежная, отказавшись от наших поставок, получала его по реверсу из Европы. Тот же газ, но дороже. Так что и уголь через посредников может поехать обратно. Кстати говоря, прилетела первая ласточка с Украины. Встал металлургический комбинат в городе Днепре (Днепропетровск).
Я регулярно смотрю украинское ТВ и никакой логики в отношении ДНР и ЛНР не прослеживаю. Как и логики в самой Украине. Там сейчас действуют по принципу «Отомщу маме — отморожу себе уши». Например, закрывают наши банки, услугами которых пользуются миллионы их собственных граждан.
Поэтому, сколько ни произноси мантру про соблюдение Минских соглашений, мне кажется, они — пройденный этап. Главное сегодня — что ни Украина, ни Донецк и Луганск больше не хотят жить вместе.
Даже многие из тех, кто в душе ждал, когда придет украинская армия и восстановит прежний порядок, постепенно привыкли к новому положению вещей. Незалежная их больше не манит, хотя у кого-то там остались родственники и друзья. Во-первых, страна загнала себя в нищету. А во-вторых, она сама их оттолкнула. Например, моего друга-издателя внесли в черный список только за то, что выпускает газету в Донецке. А он просто хочет заработать копейку для своей семьи. И еще недавно тоже надеялся, что все вернется на круги своя. Сегодня такой надежды у него уже нет.
От редакции. Любимые читатели! Вы профессионально разбираетесь в том или ином вопросе? У вас есть своя точка зрения по актуальным для воронежцев проблемам? Присылайте своё мнение по электронной почте на адрес moe@kpv.ru. Обязательно укажите в теме письма название рубрики «Мнение» и не забудьте оставить координаты для обратной связи.
Читать все комментарии