Прислать новость

«Ирония судьбы – своих детей не взрастил, но вывел в свет за сотню чужих»

18 февраля не стало Олега ЛАСУКОВА – известного Воронежского режиссера, педагога, художественного руководителя молодежных коллективов и антреприз

27.02.2020 17:49
4

Читать все комментарии

2663

Только читая некрологи друзей ты внезапно понимаешь, сколько тебе на самом деле лет. Обычно свой возраст не осознаешь, особенно когда вокруг молодежь. Вокруг Олега ЛАСУКОВА всегда было уйма молодежи – разной, шумной, талантливой, взъерошенной и улыбающейся… И он репетировал до последнего дня – еще 17 февраля в наш чат свалились фото с его юными подопечными. а утром пришла трагическая весть, в которую мы никак не можем поверить.

Олег Ласуков. Фото из соцсетей

По прошествии недели волна трагизма улеглась, нет, скорей вызвала к жизни другие волны, о которых нужно рассказать постепенно.

Волна первая, самая памятная. 1980 г. Агиттеатр «ГЛОБУС»

Как все началось? Сейчас уже сложно вспомнить все детали.. прошло ровно 40 лет… Во всех вузах города всегда были и сейчас есть СТЭМы – студенческие театры миниатюр. Был СТЭМ и в политехе.. Но вдруг неожиданно и ярко, как чертик из табакерки, появился агиттеатр «ГЛОБУС»… Для этого надо вспомнить атмосферу 1980 года. Год московской Олимпиады и год расцвета стройотрядовского движения..

«…И вот тогда в Воронежском политехническом институте члену комитета ВЛКСМ Евгению Гашо – человеку редкой энергии – пришла в голову идея создать творческий стройотряд, который бы на автобусе объезжал сёла и радовал уставших бойцов стройотрядов вместе с местными жителями искусством. Женя – не тот человек, который откладывает свои идеи в долгий ящик. Сразу после студенческой весны он подошёл к каждому, кто ярко выступил и предложил вступить в агитстройотряд,… Решили, что основным жанрами выступлений должны были быть агитбригада и театр миниатюр. Площадки разные, районные ДК, колхозные клубы, у стен коровников, в поле у автобусов. Так что таскать много аппаратуры и декораций не представлялось возможным. Один из ведущих актёров «Глобуса» Сергей Васильев в шутку назвал коллектив «стройотрядом быстрого развёртывания». Так оно и было. Чтобы выступить, например перед обедающими в поле механизаторами достаточно было просто выйти из автобуса…» - вспоминал Олег Ласуков.

Олег Ласуков с однокурсниками. Фото Евгения Гашо

Нас набралось 16 человек, комитет комсомола поддержал, областной штаб ССО выделил автобус и, после небольшого репетиционного периода, творческий стройотряд отправился на гастроли по Воронежской области. Название коллектива было такое – агиттеатр «Глобус». Была даже форма – рубашки с фирменной эмблемой, флаг.

Вообще-то первое выступление «Глобуса» состоялось на вокзале. Стройотряд ВПИ «Вега» отъезжал в Краснодарский край собирать фундук. На площадке у перрона состоялись торжественные проводы с речами, а на «десерт» – выступление «Глобуса». Агиттеатр шутил на тему фундука и перца в южной еде.

А первые гастроли в 1980 году начались с поездок по Воронежской области. Пыльные дороги, поля, благодарные зрители… Уже не вспомнить всех выступлений, впечатлений и приключений. И автобус застревал в грязи, и усилитель внезапно выходил из строя, и ветер уносил декорации в поля, и дети в зале громко комментировали увиденное… Выступления были невероятно успешны. Уставшие после нелёгкого трудового дня люди, с удовольствием смотрели миниатюры агиттеатра, смеялись и хлопали. Эта «обратная связь» подпитывала нас.

После поездок по области – Краснодарский край, родная «Вега» (пророчество сбылось, перца в пище было изрядно). Днём бойцы-артисты проводили на море или репетировали, а вечером грузились в автобус или бортовую машину и ехали в гости к какому-нибудь стройотряду. После концерта – непременно дискотека, которую с большой любовью делал наш главный музыкант, обладатель абсолютного музыкального слуха Александр Кабанов. Впоследствии он дирижировал гремевшим на весь Воронеж «Хором задолжников».
После моря, солнца и десятков концертов агиттеатр «Глобус» не пожелал расставаться и в течение года продолжал выступать. Во-первых, тогда все студенты в сентябре отправлялись в колхозы убирать урожай. Им тоже нужны были культурные радости. Во-вторых, нас стали приглашать в самые разные организации, на самые разные события. К лету 1981 года мы отыграли уже было более ста концертов.

Олег Ласуков. Фото Евгения Гашо

А летом 1981-го года из ЦК ВЛКСМ в область пришла путёвка для одного студенческого творческого коллектива для гастрольной поездки по стране. Обком комсомола организовал конкурс среди таких коллективов и «Глобус» победил.

Да, удивительны были эти всесоюзные гастроли. Уровень ЦК ВЛКСМ как-никак. Ту-154 доставил нас в Оренбург. Местный обком комсомола отлично организовал гастроли: выступали в пионерлагерях, домах культуры, в колхозных столовых и роскошных дворцах. В то время строился газопровод «Уренгой - Помары - Ужгород» и строители его тоже оценили мастерство «Глобуса». Гостеприимство было невероятным. Часто после концерта кто-нибудь из местных жителей просто, от чистого сердца приглашал ребят на чай с пирогами.

Однажды выступали в Оренбургском дискоклубе. Там театр показал маленький спектакль «Калейдоскоп» по рассказу Брэдбери, после которого подошли симпатичные ребята и представились местным театром миниатюр. Всю ночь потом на квартире у одного из них шёл капустник. Встречи, встречи, встречи…Ну а по возвращении в Воронеж опять: область, Краснодарский край, колхозы.Что в итоге? Три сотни концертов, тысячи километров автобусом, поездом.. десятки стройотрядов, зрители всех возрастов, новые постановки и приключения…

Волна вторая. 1981 - 1982 гг. Хор задолжников

Уже мало кто помнит этот невероятный коллектив авиационного факультета 1981 - 1989 годов. Хор начинался с трёх человек и простых частушек в 1981-м, потом вырос до многоголосия 25 - 30 солистов… Актовый зал политеха замирал и боялся хлопать, когда он пел свои шлягеры.. Настоящий артист знает цену этой секунде - между последним его словом и шквалом аплодисментов, это мгновение самое важное. Так и было с Хором задолжников.

Олег Ласуков мастерски переделывал популярные шлягеры в актуальные студенческие байки. Иногда думаем сейчас – в чем тот невероятный успех простых песен? В злободневности, в музыкальной старательности, в энергии и искренности. Жаль, мало записей осталось.

Олег Ласуков с единомышленниками на сцене. Фото Евгения Гашо

После 1983 года эстафету хора подхватили небезызвестные Лев Комов и Алексей Дворянинов, хор подрос, и каждую студенческую весну народ с нетерпением ждал окончания концертного выступления авиационного факультета. Кое-кто приезжал на эти концерты из Москвы… Вообще, самодеятельность политеха в те годы – это не только авиаторы, но и другие факультеты: Игорь Тимофеев, Юра Таранцов, РКД-80 и многие другие…

Сейчас кажется смешным,  но мы правда серьезно спорили – как может «хор задолжников» бороться с «философией троечника». Смешно? Но именно эти слова мы обнаружили через десятилетия в своих архивах. Нам было по 20 с небольшим. И уровень осмысления этих проблем и литературного качества текстов был заложен студентом инженерно-экономического факультета воронежского политеха Олегом Ласуковым. Человеком без литературного и художественного образования, но с природным даром слова.. и многими другими искрами Божьими.

Волна третья. РэйБрэдбери: «Калейдоскоп» и «Бетономешалка»

Вот вы думаете – если Ааиттеатр, то непременно здравицы партийным съездам и оды комсомолу..?!? Не без этого, хотя в нашем репертуаре были вполне, как бы сейчас сказали, миниатюры - «тролли 99-го уровня».. Но речь не о них, а о великом американском писателе Рэе Брэдбери. Уже не вспомнить, как мы с Олегом открыли «Калейдоскоп» и стали прикидывать, как поставить на сцене довольно статичный диалог астронавтов, разлетающихся после аварии ракеты между Землей и Луной в герметичных скафандрах. Разлетающихся и переговаривающихся между собой.

О чем, как вы думаете, они говорили в эти минуты своей жизни.. О самом главном. И это были уже не простенькие миниатюрки про зачеты и шпоры.. Здесь надо было найти нерв, придумать музыку. Музыка нашлась быстро – это был офигенный PinkFloyd.

Вы вправе не поверить, но первый чистовой прогон был в небольшой комнате комитета комсомола политеха на 3-м этаже главного корпуса. Прошло 20 минут, и все замерли, не находя слов… - получилось. Это была невероятно энергетическая штука.

Найдите 10 минут, друзья, наберите в интернете этот простенький рассказ…пробегите под музыку PinkFloyd… Потом в развитие «Калейдоскопа» уже в 1983 - 1984-м наш режиссер Сергей Поляков ставит следующий рассказ Брэдбери – «Бетономешалка». Здесь уже действие, диалоги, новые находки… очень памятно для следующего состава «Глобуса».

Проходят годы – и Олег рассказывает нам, как «Калейдоскоп» снова покоряет зрителей уже силами замечательного театра другого воронежского вуза – педуниверситета. Аж завидно нам стало. Ну и в те годы у меня родилась задумка собрать народ на творческий вечер «Глобуса» с перекличкой «Калейдоскопа» из постановок разных лет… Это было бы как раз в унисон главной идее Брэдбери – ради чего жил? Есть ли что вспомнить и чем гордиться в последние минуты?

Волна четвертая. Капустник для родителей

Идею капустника для родителей предложил Игорь Колежук, наш режиссер из студенческого театра ВГУ. И нам показалось интересным позвать родителей – пусть увидят, где мы пропадаем вечерами. Сказано – сделано.

Решили провести капустник в студенческом клубе «Полет» на 9-м километре, наряжали, завешивали, что то накрывали на столы. Слабо помню программу…но все получилось. И все родители потом долго вспоминали. А сейчас есть идея – капустник для детей и внуков.. – не слабо ?!?!?! Поймут ли внуки? Хотелось бы. «Глобус» – это уже далёкая история, но история такая захватывающая и такая прекрасная.

Волна пятая, завершающая….

Жизнь порой преподносит нам невозможные сюрпризы, совершает невероятные кульбиты.. только оглядываясь назад десятилетия спустя, понимаешь, что все было не случайно

Почему «Глобус». Театр или агиттеатр? В чем отличия и есть ли они на самом деле. Наш режиссер 1980 - 1981 годов Игорь Колежук немного позже поступил в Щукинское училище на режиссуру, учился заочно. Приезжал в Москву, а я был там в аспирантуре, гоняли чаи, разговаривали.. Он рассказывал, что учится в «Щуке» вместе с режиссером театра «на досках» Сергеем Кургиняном, талантливым самоучкой..

Пролетели то ли 20 лет, то ли 25… и я на спектакле Сергея Кургиняна в Москве. Потом он выходит общаться со зрителями, пьем чай час, и два. И вот тут и проскочила в его словах мысль о «театре» высокого актерского и художественного напряжения, энергии, пара-проповеди и тут же память отщелкнула в 1980-ый. Все было именно так, и поэтому до сих пор помнится. Ну или не только поэтому.

Комфорт или страсть? Олег любил комфорт, но всегда делал все, за что берется, с настоящей страстью. И поэтому перед ним открывались двери, улыбались люди, вокруг собирались дети и гремели несмолкаемые аплодисменты.

Помню, в конце 80-х в зале «полтинника» смотрели вместе какое-то полуцирковое представление. Вышел силач с суперторсом и начал швыряться гирями.. Олег улыбнулся – «знаешь, все жизнь хотел иметь такие мускулы и чтоб все девчонки только на меня и смотрели».. Я говорю – «ну тогда бы ты не имел такую голову…». «Это точно – ответил он. – хотя вот помню – всегда любил быть в центре внимания в школе. Но не просто так, а придумал фотографировать одноклассников, печатал и приносил в школу, и все сразу бросались ко мне за снимками».

Это ж было очень заслуженное внимание, ведь правда, друзья мои?

И в этом весь Олег ЛАСУКОВ – самородок Хохольской земли, отзывчивый друг, творческий придумщик, ироничный литератор, искрящийся идеями режиссер и требовательный педагог. Десятки и десятки людей пришли проститься с ним, самых разных возрастов и профессий. Вот ведь ирония судьбы – своих детей не взрастил, а вывел в свет за сотню чужих. Впрочем, чужих ли?

Самое читаемое