Как проходило развенчание культа вождя

Эта публикация была подготовлена несколько лет назад. Тогда своим мнением о памяти Ленина с нами поделился кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной истории нового и новейшего времени и историографии ВГУ Вячеслав Эдуардович МОЦИЭНОК. К сожалению, в 2018 году известный историк скончался. Но его слова о вожде остаются актуальными и сейчас - в 150-летие со дня рождения вождя революции. 

22.04.2020 21:07
МОЁ! Online
55

Читать все комментарии

Дискредитация Владимира Ленина началась в середине 80-х, причём процесс пошёл сразу как-то обвально. Одной из первых ласточек был писатель Владимир Солоухин. Он много писал о русской культуре, но в перестроечное время вдруг проявил себя с антиленинской позиции. В журнале «Юность» опубликовал заметку, дескать, я в библиотеке взял томик Ленина, стал читать и внезапно пришёл в ужас от того, какой же он негодяй! То есть человек кардинально поменял мнение, ознакомившись с ленинскими работами. Мы тогда недоумевали: а где же ты был раньше, мог бы давно это прочесть и выводы сделать… 

Потом негатив стали подогревать и некоторыми некорректными действиями вроде выдёргивания из контекста принадлежащих Ленину фраз. Так, в истории остался разговор Ленина с Луначарским, который просил выделить деньги на поддержание театров. На что вождь якобы ответил: «Денег мы выделить не можем, театр кладите в гроб!» За это высказывание перестроечные критики наградили вождя ярлыком противника искусства. На самом деле Ленин продолжил, что деньги необходимо направить на борьбу с неграмотностью. В тех условиях это было более актуально, чем театры. 

Вообще, с началом перестройки наши историки и публицисты перегнали в своих оценках ленинского наследия даже западных историков-советологов, которые никогда не жаловали Советский Союз. Что касается образа Ленина, думаю, он будет интересен определённой категории людей. Пока живы лидеры коммунистической партии, они будут делать всё, чтобы имя вождя пролетариата не кануло в историю.

А какого мнения о вожде придерживаетесь вы, любимые читатели?
 

Самое читаемое