Нужен ли цирк на кладбище?

29.07.2020 17:30
МОЁ! Online
91

Читать все комментарии

На фоне драматического спора о дальнейшей судьбе Воронежского театра оперы и балета тема реконструкции Воронежского цирка кажется малозначимой. Здание, простоявшее с момента постройки в 1972 году почти пятьдесят лет без капитального ремонта, нуждается в реконструкции и Правительство РФ наконец-то выделило на это значительную сумму бюджетных средств. Казалось бы, и проблемы нет. Надо только радоваться.Но это только на первый взгляд.Спустя какое-то время после проведения всех необходимых мероприятий артисты, звери и зрители получат возможность и дальше участвовать в цирковых представлениях, местом проведения которых является территория бывшего Новомитрофановского кладбища.

Трудно представить себе где-либо такую картину, чтобы рядом с чудом сохранившимися могилами великих русских поэтов,которые собирались уничтожить вместе с кладбищем, давались бы цирковые представления с участием людей и зверей. А в Воронеже это было и есть, хотя на календаре 2020 год, почти тридцать лет нет советской власти, да к тому же в основном законе страны появилось упоминание Бога. В цирке не только клоуны, веселящие детей и взрослых; рычащие и ревущие хищники; жонглеры и гимнасты, но и заезжие эстрадные артисты, призваны развлекать публику, совершенно забывшую, что бережное отношение к кладбищам, братским могилам и отдельным захоронениям было одной из исконных русских традиций. О каком возрождении духовности здесь можно говорить?

Типовое здание Воронежского цирка не отличается архитектурно-художественной уникальностью, и уж точно не может претендовать на роль символа города, как его иногда пытаются преподнести. Такие же цирки-близнецы можно увидеть в Уфе (1968), Донецке (1969), Самаре (1969), Кривом Роге (1970), Перми (1970), Луганске (1971), Новосибирске (1971), Брянске (1974) и Харькове (1974). Все они выполнены по одному типовому проекту (Гипротеатр, авторы - архитекторы С.М. Гельфер и Г.В. Непреенко). Но только вот «чести» расположиться на кладбище, да еще точно на месте Храма Всех Святых (1851, архитектор И. А. Блицын), уничтоженного в 60-е годы прошлого века, удостоился только цирк в Воронеже. Вот именно в этом и заключается его уникальность!

Бесспорно, что в настоящее время не может быть и речи о восстановлении старинного кладбища. Парк, до сих пор именуемый горожанами ЖИМ (живых и мертвых), должен оставаться парком с поэтапным освобождением территории от всех чужеродных строений.

Но со всей очевидностью можно утверждать, что Воронежский цирк, своеобразный плод советского безбожного прошлого, нуждается не в реконструкции, а в ином месте расположения. Здание цирка необходимо демонтировать, предусмотрев для него новое место в составе многофункционального культурно-развлекательного комплекса на реконструируемой Петровской набережной. Именно на эти цели следует потратить выделенные Правительством деньги из федерального бюджета.

Сегодня, когда так много произносится призывов к духовному оздоровлению общества, не лишне вспомнить и строчки из стихотворения поэта Е.А. Евтушенко «Цирк на кладбище», написанного им после посещения Воронежа в 1997 году:

«…А воронежский цирк,
                               словно кремовый торт,
будто он из кондитерской Сталина спёрт,
был решеньем обкомовским нелюдским
здесь воздвигнут над кладбищем городским,
И, смахнув и кресты, и надгробья
                   при помощи разных махин,
парк разбили
                   поверх оскорблённых могил.
….
А ночами бессонница мучает цирк,
и взвивается визг обезьян,
             лошадиный разносится фырк,
и затравленно мечется какаду,
как в аду,
и рычат,
    трюковать не желая на кладбище,
                                                          львы,
слыша стоны покойников из-под травы.
Неужели,
               забыв свою гордость и честь,
цирк на кладбище — это Россия и есть?».

Самое читаемое