«6 событий Платоновского, которые нельзя пропустить»

Обзор театральной программы фестиваля от Анны Колтыриной. С 2012 года она следит за развитием Платоновского фестиваля, с 2014 года сотрудничает с Воронежским Камерным театром

20.03.2021 13:12
МОЁ! Online
2

Читать все комментарии

Международный Платоновский фестиваль искусств – это самое масштабное культурное событие Воронежской области и один из ярких многожанровых фестивалей России. Среди аналогов Платоновского можно назвать, пожалуй, только Дягилевский фестиваль искусств в Перми – но он сосредоточен преимущественно на музыкальном театре, танце и опере. Платоновский же объединяет в себе четыре направления – это «театр», «выставки», «музыка» и «литература». Каждый год фестиваль знакомит воронежцев и гостей с лучшими образцами различных видов искусства, формируя тем самым уникальную городскую среду. Относиться к Платоновскому можно по-разному, но бессмысленно отрицать, что за одиннадцать лет своего существования он навсегда закрепил за нашим городом статус культурного эпицентра.

В нашем обзоре мы сосредоточимся на театральной программе первого этапа фестиваля. В этом году этапов будет два — летний, он же российский (3 — 20 июня), и осенний, он же зарубежный (4 — 17 сентября). Это разграничение связано, конечно же, с пандемией, закрытыми границами. Иностранная программа уже сформирована, и дирекция фестиваля ждет момент, когда можно будет представить полную афишу XI Платоновского. Предположительно, это случится в конце мая или начале июня. Уже сейчас известно, что в планах фестиваля показы спектаклей из США, Франции, Польши, Швейцарии, Казахстана и других стран.

Вернемся к известной программе. Платоновский стартует 3 июня, и откроет его проект «Воронежский кейс», который представит лучшие спектакли местных театров по мнению дирекции. Вместе со зрителями фестиваля на эти спектакли приглашаются эксперты: художественные руководители и арт-директора ведущих фестивалей и культурных пространств, театральные и балетные критики, пресса. Эта программа появилась только в 2020 году, и благодаря её формированию иногородняя и зарубежная публика теперь имеет представление о том, что есть воронежское театральное искусство. Точная программа «Кейса» на стадии формирования.

Также в основной программе фестиваля представлены спектакли из Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Новокузнецка и Архангельска. Каждый из них отмечен Ассоциацией театральных критиков, престижной театральной премией «Золотая Маска» или другими профессиональными наградами.


Специально для читателей МОЁ! Анна попросила руководителя отдела фестивальных программ Платоновского фестиваля Раису Ждан прокомментировать представленную российскую программу:

«В нашей театральной программе собраны спектакли режиссеров самых разных поколений и творческих методов, поэтому, я думаю, каждый зритель сможет найти что-то себе по душе. Конечно, нельзя пропустить «Братьев Карамазовых»: Лев Додин и его замечательные артисты целых четыре года искали подход к роману, постигали героев Достоевского, и результат этой кропотливой работы получился ошеломительным! Стоит обратить внимание на спектакль «Сын», который зрители и критики в один голос называют одной из лучших работ Юрия Бутусова, или спектакль Дмитрия Крымова «Все тут.», который он посвящает родителям и делу своей жизни – театру, или «Ювенильное море» – первое за долгое время обращение МХТ к Андрею Платонову, в котором новыми гранями переливается платоновский язык и бурлит молодая актерская энергия… Еще многое можно перечислить в списке того, что обидно было бы пропустить, ведь мы тщательно и увлеченно готовили программу, в ней нет случайных названий. Хочу добавить, что все спектакли в ней новые (премьера большинства из них пришлась на конец 2020 или даже начало 2021 года), но при этом уже отмеченные экспертами, поэтому воронежцы смогут почувствовать себя в авангарде театральных событий, не покидая города».


Фото из спектакля «Ювенильное море» с сайта художественного театра им. Чехова

Теперь рассмотрим всю афишу последовательно.

Платоновская программа 2021 года.

Следующими после «Воронежского кейса» пройдут показы спектаклей Платоновской программы – работ, основанных на произведениях Андрея Платонова. В программе: «Фро» режиссера Петра Васильева Архангельского театра кукол, «Ювенильное море» режиссера Натальи Назаровой Московского художественного театра им. Чехова и «Корова» Новокузнецкого драматического театра молодых режиссёров Ангелины Миграновой и Родиона Сабирова.


Для справки: Платоновская программа состоит из произведений, созданных на основе платоновского литературного наследия либо посвященных творчеству писателя. В этом году программу дополнят перформансы, созданные приглашенными режиссёрами и хореографами специально для фестиваля.


Фото из спектакля «Фро» Александра Иванишина.

«Идиот», театр «Старый дом» (Новосибирск), режиссер — Андрей Прикотенко

Одной из самых радикальных работ на этом этапе фестиваля можно назвать спектакль «Идиот» новосибирского театра «Старый дом» в постановке его художественного руководителя Андрей Прикотенко. Эта вольная интерпретация романа Достоевского основательно захватила внимание театральной общественности. Дирекция фестиваля же говорит о том, что этот спектакль ближе всего по духу к программе «актуальное искусство» и рекомендует его либо искушенному зрителю, либо тем, кто готов к экспериментам и неожиданным художественным решениям.


Для справки: Режиссёр и автор инсценировки Андрей Прикотенко переносит действие известного романа в современность и предлагает собственный взгляд на его события. С одной оговоркой — в версии «Старого дома» каждый персонаж этой истории приобрел мышкинский комплекс.


«Все тут.» и «Фаина. Эшелон» театра «Школа современной драмы» (Москва).

Впервые участником фестиваля станет «Школа современной драмы» – театр с уникальной репертуарной политикой, которая полностью соответствует названию: здесь действительно ставят только современные пьесы, которые ранее не имели сценического воплощения. На XI Платоновском Школа покажет два спектакля.

Фото спектакля «Все тут.» с сайта «Школы современной пьесы»


«Все тут.» Дмитрия Крымова по мотивам одной из самых известных пьес американского прозаика и драматурга, лауреата Пулитцеровской премии Торнтона Уайлдера «Наш городок» – это художественное рассуждение, полотно воспоминаний, раскрывающее тему взаимоотношений человека со своим прошлым. На пьесу накладываются личные воспоминания Крымова, его биография, события из жизни его семьи. Артисты «Школы современной пьесы» играют реальных людей – Анатолия Эфроса, Наталью Крымову, завлита театра на Бронной Нонну Скегину, самого Дмитрия Крымова.

Спектакль художественного руководителя театра Иосифа Райхельгауза «Фаина. Эшелон» основан на воспоминаниях его матери Фаины Райхельгауз о событиях, которые она пережила во время и после войны. Документальная повесть, рассказанная не литератором, а мамой, содержит простые и мудрые истины. Главную роль исполняет известная актриса театра и кино – Елена Санаева.


Оба спектакля – очень личные, предельно искренние высказывания двух серьезных театральных мастеров, которые в попытке охватить и осмыслить быстротечные человеческие жизни создают новые миры.

Фото из спектакля «Фаина. Эшелон» с сайта «Школы современной пьесы»


Для справки: Театр «Школа современной пьесы» был создан в 1989 году. За 32 года своей жизни театр представил публике более 90 новых пьес, значительная часть которых была написана специально для сцен Школы.



«Причал», театр «Человек» (Москва). Режиссер – Данил Чащин

«Причал» – первая крупная работа Геннадия Шпаликова, автора сценариев культовых советских фильмов «Я шагаю по Москве» (1964), «Мне 20 лет» (1965), «Ты и я» (1971) и многих других. Театр «Человек» попытался воссоздать на своей маленькой сцене особый мир киносценария, который был некогда запущен в производство, но никогда так и не был снят.

Фото из спектакля «Причал» с сайта театра «Человек»

Режиссер Данил Чащин говорит о спектакле так: «Наш «Причал» – своего рода воспоминание, попытка восстановить неснятое кино, снять его «в голове». Этот текст невозможно воспринимать отдельно от личности Шпаликова – художника, который во многом создал тот самый осязаемый дух «оттепели» на экране».


Для справки: Московский драматический театр «Человек» создан в 1974 году. В 80-е театр жил полулегальной жизнью, однако преодолел череду запретов и вышел из андеграунда. Сегодня театр привлекает к себе заслуженный интерес как зрителей, так и профессиональной публики.



«Сын», РАМТ (Москва). Режиссер – Юрий Бутусов.

Юрий Бутусов – один из ведущих режиссеров страны – хорошо знаком Воронежу. Его спектакли были трижды представлены на фестивале: в 2014 году показывали «Доброго человека из Сезуанна» Бертольда Брехта Московского драматического театра имени Чехова, в 2015 – «Кабаре Брехт» по текстам того же немецкого драматурга в исполнении молодой труппы питерского театра имени Ленсовета, а в 2018 году многие видели (и до сих пор обсуждают) его «Макбет. Кино» по Шекспиру, идущий также в Ленсовете. Все спектакли вызвали неподдельный интерес у публики, и вполне можно сделать предположение, что «Сын», поставленный в Российском академическом Молодежном театре по пьесе современного французского драматурга Флориана Зеллера, запомнится зрителям надолго.

Фото из спектакля «Сын» с сайта РАМТ

Сборник пьес Зеллера в переводе на русский вышел ровно год назад – в марте 2020. Наиболее известна драматическая его трилогия «Папа», «Мама» и «Сын». В России же его пьесы стали высоко востребованы как в провинциях, так и в столицах за последние пару лет. Сейчас спектакли по текстам Зеллера идут во многих театрах страны – от Норильска до Санкт-Петербурга.

«Это очень «русская пьеса». Читая историю этого мальчишки, думаешь об Иванове, Зилове и всех «лишних людях» русской литературы. Дело не в подростковой депрессии, а в тех экзистенциальных вопросах, которые стоят перед всеми нами» – говорит Бутусов.


Для справки: спектакль «Сын» входит в список 10 лучших спектаклей 2020 года по версии Ассоциации театральных критиков.



«Братья Карамазовы», МТД (Санкт-Петербург). Режиссер – Лев Додин.

Имя Льва Додина тоже известно воронежскому зрителю. Его взаимодействие с фестивалем началось в 2012 году – тогда на фестивале был впервые показан его спектакль «Жизнь и судьба» по одноимённому роману Василия Гроссмана, кроме того, в этом же году режиссеру была присуждена Платоновская премия «за сохранение традиций русского репертуарного театра и выдающиеся постановки последних лет». затем в 2015 воронежцы увидели спектакль «Враг народа» по Ибсену. В 2019 году фестиваль представил публике вторую редакцию легендарного Додинского спектакля «Братья и сёстры» по прозе Ф. Абрамова. Первая версия спектакля была поставлена в 1985 году, версия 2015 года — это его воплощение в новом молодежном составе.
В этом году нас ждут «Братья Карамазовы» по Ф. Достоевскому.

«Братья Карамазовы». Фото с сайта Малого драматического театра


Режиссер говорит о спектакле так: «Мы несколько лет блуждали следами Достоевского, и сегодня делимся блужданиями по Карамазовым, по жизни, по Достоевскому, по самим себе».


Для справки: с 1983 года Лев Додин – художественный руководитель питерского Малого драматического театра, который в 1998 году получил статус Театра Европы. Третий после Театра Одеон в Париже и Пикколо Театра в Милане.


Билеты уже в продаже. Подробности на сайте фестиваля.

Самое читаемое