Иногда возникает «черный лебедь» — непредсказуемое критическое событие, которое меняет ход истории, — и смешивает нам все карты. Возникает вопрос, как дальше жить? Или, к примеру, что делать с воронежской «мегашколой» да и с остальными школами в условиях пандемии коронавируса?
Тут несколько вариантов стратегии:
• оставить все как есть;
• кардинально менять проект учебного заведения;
• менять проект, адаптировав его и трансформировав под изменившиеся условия;
• не меняя объект, оптимизировать процессы, проходящие в нем.
Во-первых, стоит признать, что мы в тупике и есть наличие обстоятельств непреодолимой силы.
Во-вторых, стоит вспомнить, что школа важна не только как «место для академического процесса, но и для социального и эмоционального обучения, социального взаимодействия и социальной поддержки. Закрытие школ не только прерывает образовательный процесс, но и ограничивает доступ детей к школьному питанию, услугам поддержки и возможности получить перенаправление в необходимые медицинские и социальные службы. Сейчас перед учителями, руководителями школ, работниками образования и лицами, принимающими решения на местном и федеральном уровнях, стоит серьезная задача. Неспособность решить эту проблему окажет пожизненное воздействие на детей, молодежь, семьи, сообщества и общества в более широком смысле как в социальном, так и в экономическом плане». Это цитата из документа ЮНИСЕФ «Создание устойчивых образовательных систем после пандемии COVID-19: Соображения для лиц, принимающих решения в образовании на национальном, местном и школьном уровнях ЮНИСЕФ 2020».
Таким образом, новые школы — это инвестиции в будущее, так как создают привлекательный образ города как места, комфортного для жизни. Под новыми школами, естественно, мы понимаем новые формы (архитектура) и содержание (образовательные процессы). Соответственно, в демографической гонке у нас есть все шансы предложить наилучшие условия для тех, кто будет выбирать место жительства. И это не какая-то далекая перспектива, а четко просматриваемый горизонт в десять лет.
Можно выдвинуть предположение, что в условиях ковида ученикам на территории школы необходимы большие рекреационные пространства. Вероятно, что сами уроки могли бы происходить на открытом воздухе. Требуются ли такие объемы классных помещений, если присутствие детей в школах будет минимально и распределено по времени обучающихся? Даже без учета пандемии есть мнения, что образовательные пространства в школе должны быть легко трансформируемы под различные организационные формы.
Например, дети должны узнать, что их будущее — это не только строго иерархическое пространство с кафедрой, откуда вещает ментор (педагог). Необходимо в школе моделировать социальное взаимодействие, работу, отдых, так, как это проходит в жизни. То есть пространство может стать на время урока научной лабораторией, где происходит эксперимент, городской ассамблеей, где учатся вырабатывать совместные действия, пространством для проведения круглых столов и т. д. и т. п. Существующая мегашкола в нашем случае, конечно, куда более удачный проект, чем старые образовательные учреждения.
И это только самые общие слова, вопросы. А ответы должно дать общество, школы, местные власти, региональные органы образования, лица, принимающие решения на национальном уровне, например в Министерстве образования, и другие заинтересованные стороны.
Читать все комментарии