«Основа государственной политики — технологический суверенитет»

13.09.2022 20:03
МОЁ! Online
1

Читать все комментарии

— На сегодняшний день в системе высшего образования представлены как программы бакалавриата и магистратуры, так и программы специалитета. Это зависит от направления подготовки. В 2023 году эта ситуация сохранится. Может ли что-то измениться позже? Всегда есть такая вероятность. Образование — живая система. Но бакалавриат, специалитет, магистратура — это форма получения знаний. А главное не форма, а содержание и качество образования.

Хочу подчеркнуть:  изменения в программы вносятся не потому, что Россия вышла из Болонской конвенции. Сейчас основой государственной политики является технологический суверенитет. Цитируя президента, выступавшего в этом году на Петербургском международном экономической форуме, для нас важно «выстраивать все сферы жизни на качественно новом технологическом уровне и при этом быть не просто пользователями чужих решений, а иметь технологические ключи к созданию товаров и услуг следующих поколений». Конечно, ключевая роль в решении этой задачи отводится образованию, его качественному изменению. Это небыстрый процесс. Минобрнауки России планирует в конце сентября 2023-го представить концепцию новой национальной системы образования , в основу которой, по словам министра науки и высшего образования, «будут положены интересы национальной экономики и максимальное пространство возможностей для каждого студента».

Если говорить о признании российских дипломов за рубежом (или, если быть точным,  признании квалификаций), оно регулируется двусторонними договорами с отдельными государствами. Сейчас таких государств более 70. Помимо европейских стран это Китай, Вьетнам, Аргентина, Иран и другие. География расширяется. В любом случае решающим фактором для работодателя (российского или иностранного) являются не дипломы претендента на вакансию, а его уровень подготовки, включая фундаментальные знания, его способность решать производственные задачи, быстро адаптироваться, осваивать новые технологии и смежные области знаний. Кроме того, считаю, что в первую очередь мы должны готовить кадры для экономики нашей страны.

Много говорят о том, что после выхода России из Болонской системы в российских вузах резко уменьшится число иностранных студентов. Я не вижу серьезных причин для сокращения их количества в ВГТУ. Хотя возможно смещение акцентов по странам. В течение многих лет российское образование было востребовано за рубежом, в том числе и по тем направлениям подготовки, где сохранялся специалитет, например медицина. Кроме того, Болонская система не является глобальной, большинство стран сохраняет самобытность своего образования. Сейчас у нас обучается 1 102 иностранных студента. Эти ребята приехали к нам за компетенциями, которые в их странах трудно или даже невозможно получить.

От редакции. Подробно о том, чем может обернуться для российских студентов выход нашей страны из Болонской системы и отменят ли в связи с этим ЕГЭ, читайте в «МОЁ! Плюс» и свежем номере нашей газеты.

Самое читаемое