Виталий ЖИХАРЕВ, Дмитрий ДЬЯКОВ, Илья САХАРОВ

Виталий ЖИХАРЕВ, Дмитрий ДЬЯКОВ, Илья САХАРОВ

06.09.2017 11:15
МОЁ! Online
19

Читать все комментарии

«В 70-е в газетах было меньше похвальбы в сторону начальства, чем сейчас»

Виталий ЖИХАРЕВ, председатель регионального отделения Союза писателей России, в 1995-2010 – главный редактор газеты «Коммуна»:

– На мой взгляд, государственных СМИ по-хорошему вообще не должно быть – конкуренция на рынке прессы должна быть справедливой… Но если уж этого нет, то позвольте сравнение. Не секрет, что в советское время в государственных СМИ многое не позволялось, была цензура. А сегодня? Формально цензуры нет. Нам говорят, что никто не мешает государственным газетам писать о проблемах. Но почему же они тогда так и не пишут о проблемах? 

Более того, мне кажется, в 70-е годы районные газеты были даже интереснее, чем сейчас. В них было гораздо меньше похвальбы в сторону начальства. Была у чиновников какая-то партийная скромность – куда чаще они просили писать не про свои достижения, а про людей труда.

 «Подмена журналистики пропагандой уничтожает репутацию»

Главный редактор «Воронежского курьера» в 1992-2010 годах Дмитрий ДЬЯКОВ:

- Не стоит питать иллюзий: за последние пять лет была спланирована и успешно реализована масштабная операция по замене журналистики пропагандой. Пропаганда предполагает создание альтернативной реальности, которая заполняется откровениями «звездной» попсы, кроссвордами, кулинарными рецептами и иной чепухой, чтобы отвлечь общество от любой критики власти.

Вот почему разговор о состоянии воронежских СМИ, поднятый на страницах «МОЁ!», не имеет в ближайшей перспективе никакого решения: поле закатали в асфальт не для того, чтобы выращивать на нем что-нибудь живое.

Что в этой ситуации остается делать журналистам?  Прежде всего, помнить, что подмена журналистской работы пропагандистской – уничтожает репутацию человека, причастного к этому процессу. Ну, и ещё четко представлять, что пропаганда – штука, как правило, криминализированная. И дело не только в возможном распиле бюджета путём выпуска какого-либо неучтенного (без подписки и розничной продажи) массового издания.

Любая империя пропаганды почти всегда возникает из преступления, предусмотренного 144-й статьей Уголовного кодекса. По этой статье, между прочим, за воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов – «путём принуждения их к распространению либо к отказу от распространения информации» – можно получить до одного года исправительных работ, а если преступление совершено с использованием служебного положения, – лишение свободы на срок до двух лет. И необходимо документировать каждый факт подобного принуждения.

«Государственные СМИ должны быть интересны читателю»

Руководитель отдела развития печати и средств массовых коммуникаций областного департамента связи и массовых коммуникаций Илья САХАРОВ:

– Государственные СМИ, как любые другие, должны быть интересными своему читателю. И чем больше таких читателей, тем лучше. 

Из 40 государственных СМИ Воронежской области – 32 районные газеты. В районах Воронежской области других СМИ практически нет. Потому как для крупной газеты при существующей в стране системе распространения печатной продукции проникновение в глубинку невыгодно – значительно увеличатся затраты. А доход не гарантирован. При этом социология показывает – людям из глубинки интересны не только мировые новости и новости своей страны. Их не менее волнует то, что происходит у них на малой родине. На соседней улице. При этом они могут себе позволить платить за газету не более 10 рублей за экземпляр. Поэтому поддержка районной печати государством – это не только сохранение рабочих мест для сельских журналистов. Это и социальная функция. Сельский житель не должен оставаться в изоляции, вне информационного поля. При этом у него есть доверие к локальной прессе – оно в два раза выше, чем к областной и федеральной.

Замалчивание острых тем приводит к их неправильному толкованию, слухам. Мы в этом не заинтересованы. Разобравшись, опросив участников событий и экспертов, районные журналисты сейчас же делятся подробностями с читателем. И как только газета востребована людьми, у нее растут собственные доходы. Это нас радует,  и даёт возможность областной власти постепенно снижать расходы на поддержку госСМИ.

Должны ли государственные СМИ конкурировать с негосударственными? А почему нет? Что важнее для любого СМИ? Аудитория. Чем её больше – тем эффективнее СМИ. Она только на пользу, прежде всего читателю. Он получает информацию из разных источников, и делает собственные выводы. Это плохо? Конкуренция мобилизует и журналистов. Они начинают качественнее работать.

В наши газетах есть всё, что не противоречит этике, Конституции, законам о СМИ и рекламе. Требование к журналистам – материал публикуется, если в нём приводится не менее двух точек зрения на проблему. Более того, мы постоянно собираем в социальных сетях информацию о проблемах людей. А ещё делаем обзоры писем читателей, их смс и звонков в редакции. С обязательными ответами чиновников. Откровенный разговор с людьми ведут и главы районов, другие чиновники во время регулярных «прямых линий» в редакциях. Согласитесь, если бы мы прятались от острых тем, то вели бы себя иначе.

 

Самое читаемое