"Одна из главных причин сегодняшнего застоя — тотальное недоверие"

"Одна из главных причин сегодняшнего застоя — тотальное недоверие"

06.09.2017 11:15
МОЁ! Online
8

Читать все комментарии

—Зашёл у меня недавно разговор за обедом: когда же проведут скоростную железную дорогу из столицы до югов? И к примеру, из Воронежа до Москвы можно будет доехать за два часа — как в Европе. Выяснили. Планируют. Но не раньше 2025 года.

Но почему ждать придётся так долго? Вон в других странах год-два — и готово. А потому, напрашивается ответ, что строительство ведёт госкорпорация. И денег у неё на всё не хватает. Отсюда вопрос.

Почему у нас дороги строит государство?

—Во всём мире с этим успешно справляется частно-государственное партнёрство. И получается, кстати, в пять раз дешевле. Есть даже полностью частные проекты: создаются акционерные общества, которые вкладывают привлечённые средства. Транссиб в России тоже строился за счёт частного капитала. Участки брали в концессию у государства, собирали деньги с народа.

Но точно ли в 2025 году мы помчимся с ветерком под стук колёс? Тоже сомнительно. К сочинской Олимпиаде ведь обещали полностью достроить автомобильную М4 «Дон», а многочасовые пробки из-за ремонта скапливаются на ней до сих пор. Поэтому и на историю со скоростной железнодорожной магистралью особо надеяться не приходится. И происходит это по одной причине — тотального недоверия к подобным масштабным проектам со стороны бизнеса! Никто не рвётся вкладываться, так как совершенно неясно, получится ли потом эти деньги вернуть.

Перед глазами свежий пример: частный инвестор построил кусочек дороги до «Шереметьево» и сделал его платным. Народ тут же возмутился: от 100 до 250 рублей за 43 километра — ни в какие рамки! И чиновники тут же дали бизнесмену указание: снизить стоимость. Снизили. Но где тут рыночные отношения?

Дороги лишь яркий пример, глядя на который понимаешь, почему у нас в целом не развивается экономика.

Какая проблема здесь главная?

—Всеобщее недоверие друг к другу. Из-за него Россия и впала в экономическое оцепенение. Ведь экономика стагнирует ещё с 2010-го. И санкции здесь ни при чём.

Казалось бы, раз уж государство у нас самый сильный игрок на рынке, то ему и нужно преодолевать эту ситуацию. Демонстрировать открытость и предсказуемость. Привлекать инвесторов. Развивать страну.

Но получается не очень. Так, Владимир Путин призвал вернуть деньги из офшоров, посулил амнистию капитала. Но никто возвращаться не торопится. Бизнес абсолютно не верит, что всё у него будет хорошо. Совсем уж крупные игроки — типа Усманова — сотрудничать с властью в любом случае вынуждены: такие активы не спрячешь. А всех остальных сколько обещаниями ни корми — всё равно на панамские офшоры смотрят.

С высоких трибун раздаются правильные слова, но жизнь показывает обратное.

Возьмём ситуацию с аэропортом «Домодедово». Летаю через него уже больше 30 лет. И очень долго он представлял собой зловонную клетушку посреди поля, пока его не продали Дмитрию Каменщику, сделавшему из этой воздушной гавани конфетку. А потом случился теракт в январе 2011-го. Бизнесмена арестовали. И теперь фактически отнимают собственность. Всё, что придумало следствие, — недостаточные меры безопасности, позволившие смертнику пронести бомбу в зал международных прилётов. Но разве это не сфера ответственности государства?

Президент и премьер говорят, что не надо кошмарить предпринимателей. И тут же рядом силовики отжимают бизнес.

Что ещё порождает взаимное недоверие?

—Не так давно я писал, что в экономике не хватает средств. И нужно влить их через казначейство в целевые проекты. Но в банках сегодня денег море. Когда грянул нынешний кризис, от практики потребления благ россияне перешли к сбережению: в трудные времена русский человек привык делать заначку.

И вот теперь банки не знают, куда девать 5 — 7 триллионов рублей, скопившихся у них на счетах. При этом бизнесу кредитов не дают: не верят! Требуют в качестве обеспечения заложить последнюю рубаху и едва ли не собственных детей.

Фирма, которой руководит мой знакомый, при обороте больше миллиарда в год не смогла получить займ в 10 миллионов. Банкиры выдвигают совсем уж нереальные требования. А годы перед этим раздавали деньги всем подряд — едва ли не за рукав ловили. В итоге получили невозвратов на сотни миллиардов. И теперь держат огромные процентные ставки.

Предприниматели тоже опасаются: изменят тебе условия по выданному кредиту — и ты прогорел. Все эти дефолты с кризисами показали, что даже на Центробанк не всегда можно положиться. Доверие между бизнесом и банковской системой утрачено окончательно.

А вспомните, как вляпались валютные ипотечники. Или сколько банков лопнуло, а их руководители сбежали за границу.

В общем, получается тотальное недоверие. Государство не верит бизнесу, бизнес — банкам. Вкладчики — никому.

Есть ли пути выхода?

—В цивилизованной стране такое положение преодолевается с помощью судебной системы. Но сегодня в России независимой Фемиды нет. Поэтому бизнесмены доходят до Лондонского суда, простые граждане — до Европейского суда по правам человека в Страсбурге. Ну а у кого возможностей и терпения поменьше — пытаются «подстраховаться» на месте и несут взятки независимо от того, на чьей стороне правда. Чтобы исправить положение, нужны другие люди и другая система. К слову, в США, где государство родилось из хаоса, судей выбирают.

У нас же пока ситуация напоминает 1990-е. Тогда доверие тоже возникало не сразу. На заре дикого капитализма при сделке фактически брали в заложники родственников партнёра. Потом стали практиковать денежный залог, который до выполнения всех обязательств находился на хранении у авторитетного человека. Затем начали работать по предоплате. А когда в 2000-х сформировались более-менее нормальные отношения, стали давать товар под реализацию, с рассрочкой.

Сейчас, когда вернулись неплатежи, опять нужно искать какие-то варианты. Но понятно, что процесс восстановления доверия очень сложный. Он требует, чтобы дискредитировавшие себя люди ушли.

Мы уже не поверим членам правительства, недавно обманувшим нас с пенсионными деньгами, а ранее — во многих других вопросах. Например, обещали предпринимателям, что не будет слишком частых проверок. Сократили плановые визиты контролирующих органов. Но это не мешает им проводить межведомственные рейды и всё так же вымогать деньги. По словам омбудсмена Титова, количество проверок выросло на 25%.

Шувалов, Медведев, Голикова и иже с ними за свои слова не отвечают. Нужно обновлять элиту, правящий слой. Рецепт здесь один: сменяясь на высоких постах, они держат друг друга в страхе. Утратил доверие людей — потерял власть.

К чему приведёт обновление элиты?

—Можно посмотреть на примере Воронежской области. Став губернатором, Алексей Гордеев наладил внятный диалог с бизнесом. И бизнес в него поверил — есть рост и в сельском хозяйстве, и в жилищном строительстве. Весь этот прогресс держится на доверии к главе региона и его команде. Если так же будет и на уровне правительства — страна получит очень сильный толчок.

Можно было бы на этом закончить. Но грядут парламентские выборы. Той Госдуме, которая есть, тоже никто не верит. Взять хотя бы свежие поправки Яровой: сотовые операторы обязаны будут полгода хранить записи наших разговоров и переписку. Сколько денег на это уйдёт? И главное — зачем?!

Дума утратила доверие бизнеса, доверие избирателей. И, отдавая голоса в сентябре, мы должны решить: а нужны ли нам старые болтуны? Может, и здесь поискать новых людей, которым наконец сможем поверить?

Самое читаемое