Жительница Воронежа отсудила у поликлиники 50 тысяч рублей за моральный вред
Женщине отказали бесплатно продлевать больничный лист без талона
Большинство российских пациентов в случае конфликтов с врачами не готовы к
отстаиванию своих прав, считая это бесполезным занятием. Однако тем, кто всё же
решается на такую борьбу, зачастую везёт. Яркий пример — история читательницы
«МОЁ!» из Отрожки Елены Дорониной, которая по решению суда получила от
воронежской железнодорожной поликлиники в качестве компенсации морального вреда
50 тысяч рублей.
Всё началось с того, что Елена Доронина, которая
работает главным специалистом-экспертом в отделе судебных приставов
Железнодорожного района, вечером 23 декабря 2010 года по пути с работы домой
споткнулась и сильно подвернула правую ногу. На такси женщина отправилась в
травмпункт на ул. Ленинградской. Там у неё диагностировали растяжение связок,
сделали снимок, наложили давящую повязку, чтобы зафиксировать ступню. На
следующий день там же, в травмпункте, ей открыли больничный лист. Однако при
растяжениях долечиваться пациентов, как правило, отправляют по месту
жительства.
Поэтому 27 декабря Елена Доронина для того, чтобы продлить
больничный, отправилась в железнодорожную поликлинику ОАО РЖД, которая
обслуживает жителей Отрожки. Пациентке нужно было попасть к хирургу. В 8.30 утра
талонов к специалисту уже не было.
— В регистратуре мне сказали, что с
больничным хирург должен меня принять и без талона, — вспоминает Елена Доронина.
— Добросовестно простояла в очереди час — пропустила всех, кто шёл с талонами, и
лишь потом зашла сама. Хирург Владимир Фурсов, услышав, что у меня нет талона,
заявил, что примет меня только за деньги. Я поразилась, ведь выходило, что даже
с больничным листом я лишилась права на бесплатную медпомощь.
На
возражения женщины доктор отправил её к заведующему хирургическим отделением
Валерию Коноплину. Елена Доронина говорит, что ответ заведующего будет помнить
всю жизнь:
— Он мне сказал: «Бесплатная медицина осталась при социализме,
а мы живём при капитализме, поэтому за всё надо платить». Это был шок...
Конечно, я могла бы заплатить за приём, но не стала этого делать из принципа.
Написала заявление о том, что не хочу больше обслуживаться в этой поликлинике,
и, выйдя оттуда, впервые за долгое время расплакалась...
Поправившись,
Елена Доронина сначала написала жалобу в управление региональной дирекции
медицинского обеспечения на ЮВЖД, которому подчиняется поликлиника. Из
управления ответили, что врачи были неправы и должны были принять меня
бесплатно. После этого она обратиться в суд за возмещением материального и
морального вреда.
Юрист поликлиники в суде заявил, что в оказании
медицинской помощи истице отказали правомерно, так как поликлиника —
негосударственное учреждение здравоохранения, хирург в тот день был перегружен,
а Елена Доронина могла бы заранее позаботиться о бесплатном
талоне.
Однако суд с этими доводами не согласился и в декабре 2011 года
постановил, что врачи не имели права отказать Елене Дорониной в помощи. В ходе
суда выяснилась характерная деталь: в тот злополучный день, 27 декабря 2010
года, хирург, судя по журналу учёта, принял 40 человек. 15 из них пришли с
бесплатными талонами, ещё 3 — с официально оплаченными талонами. Остальных 22
пациента хирург принял без талонов и без официальной оплаты. Остаётся только
догадываться, почему он отдал предпочтение им, а не Елене Дорониной, которая не
захотела платить. В решении суда есть аргументы, которые могут пригодиться всем
пациентам.
Итак, на что же ссылался суд:
1 -
Скорая и первичная медицинская помощь при травмах должна оказываться гражданину
бесплатно в учреждениях здравоохранения всех форм собственности — то есть и в
коммерческих тоже. Это предусматривают программа государственных гарантий
оказания медицинской помощи и методические рекомендации Минздрава.
2 -
Поликлиники и больницы за обслуживание «бесплатных» пациентов получают деньги из
Фонда обязательного медицинского страхования, а вовсе не занимаются
благотворительностью, как иногда пытаются нас с вами в этом убедить.
3
-Талон на приём у врача — это служебный документ, который ни в коем случае не
может ограничивать право пациента на получение медицинской помощи.
В
заключение отметим, что заведующий хирургическим отделением железнодорожной
поликлиники Валерий Коноплин отказался общаться с журналистами «МОЁ!», отметив,
что данный инцидент исчерпан, так как уже есть решение суда.
Читать все комментарии