Прислать новость Магазин

Воронежец добился штрафа для супермаркета в 230 тыс. рублей за сыр «из будущего»

Наш читатель обратил внимание на махинации с продуктами сотрудников магазина и пожаловался в Роспотребнадзор

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

48

Читать все комментарии

11450

Герой нашего материала 40-летний менеджер по продажам Алексей Кузнецов (имя и фамилия изменены по его просьбе), как и многие воронежцы, предпочитает ходить за продуктами в магазин, расположенный рядом с домом. Однако в последнее время он обратил внимание на то, что с продуктами в его супермаркете на Владимира Невского творится что-то странное, и решил с этим бороться.

 — Я не какой-нибудь там «Хрюша против» (движение против некачественного обслуживания в супермаркетах, — «Ё!»), мне не нужны ни пиар, ни деньги, — объясняет корреспонденту «Ё!» свою позицию Алексей. — Если в магазине продают подозрительные продукты, выхода два — или не ходить туда, или перевоспитывать его сотрудников. Но мне очень удобно ходить именно в этот супермаркет. Поэтому я выбрал второй путь. Вот жду, когда им наконец надоест платить огромные штрафы и они станут внимательнее относиться к тому, чем торгуют.

«Я не ожидал, что штраф будет таким высоким!»

Процесс перевоспитания начался в сентябре прошлого года.

 — Жена дала мне список продуктов, среди них был сыр, — рассказывает Алексей. — Я всегда смотрю срок годности на этикетке. А здесь на всех сырах стояла только дата фасовки. Когда этот сыр произведён, непонятно. Ведь его так могут переупаковывать полгода!

Покупатель обратился к продавцам, но те отреагировали с плохо скрытым раздражением, мол, у них всегда всё свежее. Алексея эти аргументы не убедили, что неудивительно. Он оставил запись в книге жалоб и предложений с просьбой указывать на продуктах дату их производства, как, кстати, и положено по закону. Через пару недель зашёл снова, проверил, отреагировали ли на его запись. Но, похоже, эта книга в магазине висит для украшения. Руководство её даже не открывает.

Тогда Алексей написал жалобу в Роспотребнадзор. Ведомство пришло в супермаркет с проверкой. А в ноябре Алексею, как подателю жалобы, пришло письмо с уведомлением, что магазин будет оштрафован на 110 тысяч рублей. Прочитав его, он удивился.

 — В моей жалобе я упоминал статью административного кодекса 14.08 (Нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге). — «Ё!»). Она предусматривает штраф для юрлиц в 5 — 10 тысяч рублей, — объясняет Алексей. — А штраф оказался на порядок выше, аж 110 тысяч!

Документ о наложении штрафа на магазин, поступивший в ответ на жалобу покупателя
Фото предоставлено читателем Алексеем

Как выяснилось, к акционерному обществу, владельцам сети магазинов, применили другую законодательную норму — часть 1 статьи 14.43 КоАП «Нарушение продавцом требований технических регламентов обязательных требований к продукции» (например, Технического регламента Таможенного союза «Пищевая продукция в части её маркировки»). В постановлении Роспотребнадзора по делу об административном правонарушении особо подчёркивалось, что магазины сети не в первый раз попадаются на том, что не указывают на этикетках дату производства, и уже привлекались за это к ответственности. Кстати, владельцы обратились в арбитражный суд, пытаясь обжаловать приговор, но суд признал правомерность постановления воронежского управления Роспотребнадзора.

Сыр из будущего

Но вскоре выяснилось, что перевоспитание магазина, похоже, затянется. В феврале Алексей снова зашёл в супермаркет за сыром и обнаружил ещё более любопытную деталь: на полках лежал «сыр из будущего». Вечером 20 декабря на этикетках значилось, что он упакован 21-го числа. Алексей обратился к продавцам, попросив объяснить странное явление. Те ответили, что это была ошибка и продукт будет утилизирован. Но на следующее утро сыр так и лежал на полке, и к нему, судя по его виду, даже не притрагивались.

Далее всё пошло по знакомому сценарию: запись в книге жалоб — отсутствие реакции — обращение в Роспотребнадзор.

 — Меня порой спрашивают, не жалко ли мне тратить время на всё это, — рассказывает Алексей. — Ребята, но это от силы 10 минут времени. 5 минут на запись в книге жалоб и 5 минут на составление электронного письма на сайте Роспотребнадзора. Сейчас XXI век, всё делается быстро! Интересно, что, когда я опубликовал на сайте «МОЁ! Online» пост с рассказом о том, как по моей жалобе оштрафовали магазин (рубрика «Народный контроль», «Оштрафовал магнит??? на 110 000 рублей»), посыпались не очень позитивные комментарии, что, мол, я всё равно ничего не добьюсь и даже что я действую по заказу конкурентов «моего» магазина. То есть людям проще критиковать, чем самим попытаться что-то менять к лучшему!

5 февраля в магазин снова нагрянули проверяющие из Роспотребнадзора. И обнаружили много серьёзных нарушений. Например, в торговом зале на кусках сыра стояла дата расфасовки 5 февраля, при этом на складе был обнаружен тот же сыр, но с датой расфасовки 3 февраля. А по санитарным нормам разрезанный и расфасованный сыр может храниться не более 12 часов, если его производителем не указан срок годности после вскрытия упаковки. Проверяющие сделали вывод, что магазин перефасовывает продукты, «продлевая» им уже истекший срок годности. Также на магазинных этикетках в ряде случаев отсутствовала дата изготовления продукта, информация о его производителе и так далее.

20 марта управление Роспотребнадзора по Воронежской области вновь наложило на владельцев сети супермаркетов штраф по той же статье 14.43 КОАП, только теперь ещё больше — 120 тысяч рублей.

 — Пока я к ним больше не заходил, — рассказывает Алексей. — Но обязательно вскоре навещу, посмотрю, исправились ли они. Если нет — буду добиваться через Роспотребнадзор прекращения деятельности на 90 суток. Что-то мне подсказывает, что даже два штрафа их ничему не научат…

Отметим, что, так как Алексей не покупал подозрительный сыр, то из суммы штрафов, которые присудили супермаркету, ему не достанется ни копейки. Так что для него это, можно сказать, общественная деятельность. Кстати, сейчас он пристально следит ещё и за тем, что происходит в одном большом гипермаркете по соседству. Там он уже не раз обнаруживал просроченную корейскую морковь. Говорит, что в отличие от персонала его «воспитанника»-супермаркета здешние продавцы вежливо извиняются и всё убирают. Но предупреждает: ещё раз увидит просрочку — пойдёт за книгой жалоб…

Советы юриста, как перевоспитать магазин и заставить его сотрудников соблюдать все положенные нормы, читайте в ближайшем номере газеты «МОЁ!».

СЕГОДНЯ

ВЧЕРА