Angry birds, техно-Пушкин и огромная улитка: в Воронеже прошёл театральный парад
По улице Кирова прошлись более 100 персонажей из произведений Александра Пушкина
Такого Пушкина воронежцы ещё не видели. В День России, 12 июня, в Воронеже состоялся, пожалуй, самый необычный театральный парад Платоновского фестиваля. Во-первых, в связи с чемпионатом мира и визитом сборной Марокко в Воронеж его с проспекта Революции, где он проходил с 2014-го, перенесли на Кирова. Во-вторых, там выступили не отдельные уличные театры из разных городов, как это были в предыдущие годы, а художники, режиссёры и актёры из Москвы и Воронежа, которые подготовили единое театральное действо «Пушкинские игры».
Для проведения парада с двух сторон отгородили проезжую часть улицы Кирова. Таким образом зрители могли разместиться вдоль дороги, а не на тротуарах, где просмотру могли помешать деревья и столбы. В зону проведения театрального действа можно было пройти через несколько входов с металлоискателями: со стороны улиц 20-летия Октября, Красноармейской, Куцыгина, со стороны отеля Mercure, диагностического центра, сквера Пушкина и Никитинской библиотеки. Большая часть зрителей начала собираться примерно за час до старта.
Над созданием концепции работали 57 московских режиссёров и художников под руководством главного художника электротеатра «Станиславский» Анастасии Нефёдовой. К ним присоединились более сотни воронежских ходулистов, джамперов, скейтеров, танцоров, актёров, волонтёров, художников. Подготовка к театральному параду заняла полгода. За это время были созданы более 120 различных костюмов и объектов.
Фантазия режиссёров и художников не знала границ. Творческая группа решила переместить персонажей из произведений Александра Пушкина и самого поэта в XXI век с массовой культурой и интернетом, поэтому в постановке было всё осовременено, даже пули выглядели как птички из игры Angry birds. Перед зрителями прошли 15 творческих групп, у каждой было отдельное представление. А главной идеей уличного спектакля стала дуэль между Пушкиным-художником и Пушкиным-человеком.
Открыл парад актёр в образе Александра Пушкина символическим выстрелом в воздух. Далее зрители знакомились с маленьким Пушкиным, которого сопровождали студенты, прибывшие в Воронеж из Африки. Поэта в детстве сыграл 7-летний Джеймс, который приехал из Подмосковья, его мама также была задействована в постановке. Впрочем, это был не единственный Пушкин. Остальные ипостаси поэта тоже были не менее интересными. Пушкина в кровавом одеянии сыграл режиссёр Антон Ощепков, который также руководил подготовкой одного из 15 перформансов.
- Мы взяли «Сказку о мёртвой царевне и семи богатырях» и придумали, что всё действо в ней происходит внутри человека, а семь богатырей – это время, я в образе Пушкина качу колесо сансары и со мной происходят мистические вещи, - рассказал Ощепков.
Ещё одного необычного Александра Сергеевича сыграл начинающий воронежский актёр Дмитрий Пранц. В его образе сочетались одновременно сам поэт, старик из «Сказки о рыбаке и рыбке» и морской конёк, как герой дна морского.
- Готовясь к параду, мы придумали концепцию продолжения сказки о Золотой рыбке и представили, что она исполнила желание Старухи, и та стала владычицей морской и теперь разъезжает в медузе, - пояснил Пранц. – А я являюсь хранителем этого морского дна. Первый раз участвую в уличном спектакле. Немного волнительно. Но накануне мы четыре часа репетировали на стадионе «Труд» и всё прошло хорошо.
Ещё один персонаж, который не оставил равнодушным зрителей – это огромная улитка, которой управляли два человека. Её созданием занималась художник Александра Харина. Эта необычная улитка перевозила платье из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях».
Основой представлений были различные произведения Пушкина и эпизоды из его биографии. Парад напоминал ребус, в увиденных образах зрители пытались отгадать персонажей из известных сказок, поэм и прозы. Богатыри в картонных костюмах, похожие на трансформеров, парящая русалка, улитка из «Сказки о мёртвой царевне», Борис Годунов, стреляющий в зрителей из водного пистолета, расписанные стихами музы поэта, Пушкин в авангарде, техно-Пушкин, Наталья Гончарова, уничтожающая стихи Александра Сергеевича, герои романа «Дубровский» в костюмах с надписями «ФАС» и «Антифас»... В целом «Пушкинские игры» напоминали какой-то сюрреалистический сон.
Замыкала парад огромная голова витязя из поэмы «Руслан и Людмила». При ближайшем рассмотрении можно было увидеть, что сделана она из пустых пластиковых бутылок, каких-то шлангов и других «мусорных» материалов. Эту конструкцию создали воронежские художники.
- Впечатления от парада замечательные, правда, мне показалось, что в предыдущие годы представления были более музыкальными, - поделилась своим мнением одна из зрительниц Лилия Суханова. – Я каждый год хожу на театральные парады. Мне всегда интересно рассматривать костюмы. На «Пушкинских играх» тоже очень необычные образы придуманы.
Многие зрители отмечали, что парад несколько затянулся, но зато у всех была возможность рассмотреть пушкинских персонажей в интерпретации современных художников и режиссёров. Участники представления взаимодействовали со зрителями, можно было пожать руки ходулистам, сфотографироваться с царевнами, скандировать лозунги с Борисом Годуновым и посмотреть представления роллеров и цирковых артистов.
Завершился парад на площади Ленина небольшим театрализованным представлением с танцами и песнями, общим хороводом участников. А ещё пятеро московских художников из творческой группы парада представили свои макеты памятников Пушкину, которые можно было бы установить в Воронеже. По их мнению, в пространство улиц города вполне органично могли вписаться Пушкин-неваляшка, Пушкин в цветах, Пушкин в виде дымковской игрушки, Пушкин-путешественник и Пушкин с голубями. Конечно, все эти макеты довольно ироничны и созданы ради шутки, чтобы повеселить зрителей парада.
Парад «Пушкинские игры» вместе с представлением на площади продлился около двух часов. Пока шёл театральный парад в редакцию «МОЁ!» пожаловались несколько жителей улицы Кирова. Они сообщили, что на время проведения «Пушкинских игр» были перекрыты выезды из их дворов, а чтобы попасть к себе домой, они были вынуждены проходить через рамки с металлоискателями.
Сами участники парада признаются: для них это был невероятный опыт и пролетело всё представление на одном дыхании. И надеются, что воронежцы тоже смогли получить удовольствие от «Пушкинских игр» и по-новому посмотреть на творчество поэта.
Читать все комментарии