Эксперт: «По закону штрафовать воронежцев за неоплату парковки нельзя»

ГИБДД не имеет права передавать персональные данные автомобилистов третьим лицам, уверен правозащитник Николай Киселёв

18.10.2018 14:53
МОЁ! Online
397

Читать все комментарии

Войдите, чтобы добавить в закладки

40036
  

На данный момент нет законных оснований штрафовать автомобилистов за неоплату парковочных мест в центре Воронежа. Такое, без преувеличения, сенсационное заявление сделал председатель «Комитета по защите прав автомобилистов» Николай Киселёв в общении с корреспондентом «МОЁ! Online».

В чём главный камень преткновения?

Причина в том, что ГИБДД до последнего времени не имела права передавать персональные данные автомобилистов (ФИО, адрес прописки и прочее) третьим лицам. Об этом говорит федеральный закон № 152-ФЗ «О персональных данных».

Опыт других городов с платными парковками

Именно по этой причине в ряде городов, где уже давно существуют платные парковки, возникли сложности с привлечением автомобилистов к ответственности за их неоплату. В Санкт-Петербурге, где платное парковочное пространство существует уже 3 года, до сих пор не было выписано ни одного штрафа (!) нарушителям.

При этом в Питере за это время было вынесено полмиллиона проектов постановлений на 1,8 миллиарда рублей. То есть существует бланк, дата, время, номер автомобиля. Но нет ФИО собственника. И нет адреса, по которому высылать «письма счастья». Потому что питерская Госавтоинспекция не предоставляет персональных данных организаторам парковок.

— В Москве эту проблему решили лет пять назад, после многих месяцев добившись внесения соответствующей статьи в федеральный КоАП, — рассказывает Николай Киселёв. — Ни по одному другому региону страны такого изменения в кодексе прописано не было. Полиция не имеет права сливать информацию налево. Соответственно, все штрафы за парковки незаконны. Если где-то штрафуют, значит, там идёт откровенное нарушение закона. Там ГАИ сливает персональные данные автомобилистов. Но в любом случае такой штраф легко обжаловать в суде. Потому что доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу решения суда.

Что говорят в мэрии Воронежа?

Напомним, санкции за неоплату парковки в Воронеже предусмотрены в ст. 33.2 областного КоАП (штраф 1 500 рублей).

Рассматривать эти дела должны административные комиссии Центрального и Ленинского районов (на территории которых действует парковочное пространство). На вопрос, каким образом административные комиссии будут получать персональные данные автомобилистов, в мэрии сослались на вступившую в силу 3 октября поправку в закон «О полиции». Ст. 17 данного закона дополнена п. 5.1, согласно которому информация о владельцах транспортных средств «предоставляется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, по определению об истребовании сведений, вынесенному должностным лицом, уполномоченным осуществлять производство по делу о соответствующем административном правонарушении».

Что не так с аргументами городских властей?

Однако Николай Киселёв уверен, что даже эта поправка не позволяет ГИБДД раскрывать данные об автовладельцах. Своё мнение правозащитник аргументирует конкретными нормами законов.

— В соответствии со ст. 26.10 КоАП РФ должностное лицо, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, действительно вправе вынести определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения этого дела, — говорит Николай Киселёв. — Правда, прежде чем такое определение вынести, сначала нужно дело возбудить. Согласно ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении считается возбуждённым с момента составления протокола. А протокол оформить невозможно, так как нет сведений о лице, допустившем нарушение. Круг замкнулся.

По словам Николая Киселёва, есть и другой путь: вынести определение о проведении административного расследования, в рамках которого можно направить запрос в полицию.

— Но если мы откроем ч. 1 ст. 28.7 КоАП РФ, где перечислены составы административных правонарушений, по которым возможно проведение административных расследований, то нарушения правил парковки мы там не найдём, — говорит эксперт. — Конечно, если меня сейчас послушать, то можно сделать вывод, что за парковку можно не платить. Но я ни в коем случае никого не толкаю к нарушению закона. Я просто обрисовываю реальную картину, исходя из которой сейчас законно наказать водителя невозможно. И в очередной раз делаю вывод: ну рано мы ввели эти платные парковки.

Каков же выход?

Единственный выход из ситуации — внесение в федеральный КоАП изменений, которые бы открывали доступ административных комиссий к базам данных ГИБДД. Такие поправки рассматриваются в Госдуме. Но когда они будут приняты — пока неизвестно (власти Воронежа рассчитывают, что это произойдёт до конца года).

Будут ли воронежские гаишники предоставлять данные автомобилистов?

Мы обратились в управление ГИБДД с вопросом, будут ли там предоставлять административным комиссиям персональные данные автомобилистов. С ответом ведомства мы познакомим вас в ближайшее время. Наши источники в мэрии сообщили, что, если муниципалитету и ГИБДД всё-таки удастся договориться, первые вызовы в административные комиссии неплательщикам штрафов начнут приходить не раньше ноября.

Подписывайтесь на «МОЁ! Online» в «Дзене». Cледите за главными новостями Воронежа и области в Telegram-канале, «ВКонтакте», «Одноклассниках», TikTok, и YouTube.