Разбор полетов. Как в Воронеже прошёл день открытых дверей аэропорта
Зрители хвалили лётчиков и критиковали организаторов
Медленный поток машин, не разделяясь от самого памятника Славы, ползет под ещё не распалившимся летним солнцем по Московскому проспекту. Но, добравшись до аэропорта, автомобилисты сами пытаются держаться друг друга, ведь заметить вывески со схемой проезда удаётся не всем, а гаишники заботливо указывают ехать дальше (но дальше — это куда?). Особо невезучие сворачивают сразу после перекрытого проезда, уводя за собой остальных, а потом начинают, словно новорожденные котята, во все стороны тыкаться мордочками капотов. Лишь смирившись со своей участью, они заходят на второй круг и, честно отстояв очередь второй раз, находят-таки скромный поворот шириной всего в одну машину. Вокруг расстилаются поля, которые почти не видно из-за поднявшейся пыли. И люди настолько боятся ошибиться второй раз, что даже из припаркованных машин можно услышать «а как проехать в аэропорт?». 24 августа здесь — День открытых дверей и насыщенной развлекательной программой и несколькими авиашоу.
Преодолев заградительную ленту, гости, наконец, выходят на асфальтированную дорогу, ведущую к аэропорту. Улыбчивые девушки раздают листовки магазина электронных товаров, из которых за ними складывается след, будто ещё один указатель к месту праздника. Кто-то жалуется, что «мы уже километр прошли, даже больше», и лишь дети не теряют энтузиазма из-за долгой дороги.
Сам аэропорт встречает гостей гулом, правда пока не самолетов, а аэротрубы, полеты в которой привлекают больше всего внимания. Дамы в платьях восемнадцатого века из расположившегося неподалеку стенда студии исторического и традиционного танца составляют компанию деду, остановившему свой велосипед, чтобы посмотреть на зависшего в воздухе трубы мальчика. Стенды стоят по всей территории — авиакомпаний, историко-туристического центра «Петровские корабли», сувенирные с никак не относящимися к празднику кожаными сумками, шерстяными тапочками и тряпичными куклами или деревянными кинжалами.
Ближе к середине стоит полевая кухня, гречка из которой уступает в популярности фотографиям с ней. Напротив — аттракционы, раскручивающие желающих. Девочку, что осмелилась залезть в подобный блендер, бабушка, подшучивая, называет космонавтом. За остальные развлечения здесь отвечает ведущий площадки «Моторленда», разыгрывающий призы от фирмы. Для выигрыша надо в нужный момент хлопнуть под песню «I will always love you». С каждой попыткой девушки за стойкой регистрации на тест-драйв и проходящие мимо незаметно пробуют тоже успеть в нехитром конкурсе. Побеждает Илья, отношения которого с девушкой рядом ведущему так и не удалось выяснить. Парню досталась термокружка.
Из самолетов на входе — две модели. Под одной, висящей между деревьями и состоящей из роз, фотографируется девчушка с длинными хвостиками: «чуть левее, Лизунчик». Она же лазает по шасси второй модели — отлетавшему своё советскому самолёту Ту-134 А-3.
И вот небо разрезает одинокая полоса дыма. Все больше людей поднимают головы, и когда появляются остальные члены пилотажной группы «Первый полет», вся привокзальная площадь вместе с бурным потоком вновь прибывающих людей замирает, предвкушая долгожданное зрелище. И ждать определенно стоило — каждый раз, как самолеты разлетались в разные стороны, казалось, что это конец, и круче того, что они только что сделали, уже не будет. Но они всё возвращались, пролетали друг над другом, едва не сталкиваясь, фигуры становились все изощреннее, а абсолютно чистое недавно небо, заволакивало облаками оставленного дыма. Дети пытались угадать, на что больше похожи рисунки: на пружинку или улитку. Знающие, или считающие себя таковыми, взрослые определяли названия трюков и количество моторов, а остальные просто издавали восторженные возгласы, не всегда цензурные. Ушли летчики красиво во всех смыслах, оставив в небе огромное белое сердце, пронзённое стрелой, что не могло не вызвать восхищение даже у самых несентиментальных зрителей.
Главной достопримечательностью самого аэродрома были посетители. По крайней мере, такое впечатление складывалось от их количества. Даже спецмашины различных ведомств, расставленные по всей территории в качестве интерактивных площадок, были облеплены неугомонными детьми и взрослыми, покоряющими технику ради лучшего обзора. Больше всех досталось ещё одному Ту-134 А-3. В отличие от своего брата на привокзальной площади, на этот работники аэропорта приглашали посмотреть изнутри. Очередь из желающих отстаивала караул на протяжении всего праздника. Кроме того, самые смелые довольно быстро нашли способ залезть ему на крыло, не упуская возможности сфотографироваться с такого экзотического ракурса, а остальные толпились под этим же крылом, поскольку других источников тени на аэродроме не было. Конечно, здесь было гораздо больше самолётов разнообразных моделей и цветов, но их предусмотрительно оградили небольшим заборчиком.
Вновь заслышав рев мотора, гости праздника быстро окружили небольшую огороженную площадку, подготовленную для выступления мотоклуба STUNT-PRO. Тем, кто не успел занять место у забора, приходится импровизировать и залезать на стоящий рядом трактор. Зрителей не отпугивает даже дым и запах жженной резины. Один из мальчиков в толпе пересаживается с плеч отца на уши ему и рядом стоящим: «Смотри, тут целая толпа! А квадроцикл может стоять на передних колесах? Мотоцикл и на задних и на передних может? А на боковых? Квадроцикл вот на боковых едет». На протяжении почти двадцати минут каскадеры кружили по асфальту, поднимая транспорт, и удерживая руль одной рукой, закрывали друг другу шлемы на ходу, отжигали задние колеса, и даже умудрялись втроем управлять квадроциклом и маленьким дрифт-трайком.
— Я никогда не разделял моторомантики, — рассказывает один из участников шоу, 21-летний Максим Иванов — беспонтовая езда по городу и деградация, стантрайдинг (направление мотоспорта, — прим. «Ё!») куда безопаснее. Конечно, никто не застрахован от травмы, но хорошая экипировка и трезвая оценка своего состояния и возможностей — ключ к сохранению здоровья. На таких выступлениях всегда приятно видеть живые эмоции людей».
Ближе к обеду солнце стало изнурять посетителей, в то время как праздник становился всё насыщеннее. С одной стороны летают небольшие самолётики авиационно-спортивного клуба «РусДжет». Их вертолет даже оснащен вооружением, которое больше напоминает петарды-пчелки. С другой стороны дефилируют трапы и грузовики на параде спецтехники аэропорта. В небе то фоном взлетают пассажирские рейсы, которые никто не отменял, то Су-34 и Су-30 пролетают на такой скорости, что дух захватывает, то Павел Микула из вертолётного цента «Солнечный» танцует на своём «Робинсоне» под песни Марины Хлебниковой и Елки.
На сцене ведущего, разыгрывающего призы авиакомпаний, сменяет ансамбль песни и танца «Черноземочка», а затем вновь возвращается ведущий, но уже с зареванным мальчиком в синей кепке. «Да не плачь, я тебя на супер-джете покатаю, и шампанским угощу, хотя тебе пока рано, и родителей твоих найду», — обещает ведущий. Однако даже без шампанского история заканчивается хэппи-эндом.
Среди зрителей бродит технический директор Андрей Шагунов в костюме Петра Первого, чье имя с недавних пор с гордостью носит наш аэропорт. Уставшие посетители располагаются прямо на земле, подстелив пледы и рекламные листовки. И только детям, кажется это чувство не знакомо. Два брата на вид лет четырех отвлекаются от занимательной драки, чтобы помочь девочке чуть постарше догнать пластмассовый мячик-трансформер, который ветер несет по аэропорту.
Поделится мнением о празднике с корреспондентом «МОЁ! Online» гостям сил хватает:
Евгений, 28 лет:
— «Мы с женой приехали на автобусе, очень довольны — погода не подвела, самолёты, виражи — загляденье, только программу посмотреть негде, ходим ждём чего-то ещё, и теневых зон не хватает, столько людей с детьми, хоть бы зонты какие поставили».
Светлана, 38 лет:
— «Приехали всей семьёй с мужем и двумя дочками на самолётики посмотреть. Я их люблю, в детстве летала очень много с родителями по отпускам. Что хотела, то и увидела, девочкам вертолётик понравился. Но ехать, конечно, далеко и долго — пробки страшные».
Денис, 23 года:
— «Я здесь уже второй раз, плюс на минус все одинаково, но если бы «Витязи» выступали было бы, конечно, круче. Они ведь мировые лидеры, грустно, что их отменили. Вся надежда теперь на «Колибри» (пилотажная группа. — прим. "Ё!»), хотя я здесь весь день, и было много классного. Из минусов разве что жара, я хоть зонтик предусмотрительно взял».
И все же мало что может пересилить человеческое любопытство, поэтому, едва заметив белый дым над аэродромом, зрители вновь торопятся к ограждению, дабы занять лучшие места, хотя полёт пилотажной группы «Колибри» завораживает с любого ракурса. Пока небольшие самолёты подготавливают парогенераторы, ведущий объясняет главную сложность задачи выступающих — маленькие воздушные судна из-за небольшого веса гораздо больше трясет при полёте, поэтому чтобы удержать их ровно, а тем более в близком строю, необходимо настоящее мастерство. Кстати, эти судна летают на 95-ом бензине, как и средние автомобили. «Может, самолёт тогда купим, нафига нам машина?» — вопрошает явно уставший от пробок мужчина у супруги.
Авиашоу последней пилотажной группы восхищает и пугает почти одинаково. Не смотря на то, что колебания машин видно невооруженным глазом, между пилотами — считанные метры, а простое пересечение двух полосок дыма ещё долго напоминает о несущихся друг на друга лётчиках. Сходясь вновь, они вдруг разлетаются в разные стороны, а затем, снова едва не сталкиваясь, они буквально плетут косичку из дыма и улетают вдаль под аплодисменты зрителей.
Нам удалось пообщаться с ведущим группы, 33-летним Алексеем Демидовым:
Чем важна твоя роль в команде?
— Ведущий — это глаза группы. Так как во время полёта строем, ведомые, не отрываясь, смотрят на крыло ведущего. Поэтому контроль за скоростью, высотой и положением в пространстве ложится на мои плечи.
Как давно этим занимаешься?
— Группа была создана 14 февраля 2014 года. Я летаю с ее основания. Начинал с полётов виртуальной пилотажной группы. После окончания лётной школы мы с единомышленниками создали настоящую. Мы много тренируемся. Отрабатываем новые элементы программы. Сначала наземная подготовка, потом эти элементы тренируются на увеличенных интервалах, постепенно доводясь до минимальных. Вне авиационной тематики мы, конечно, общаемся. Как одна большая семья. Выезжаем на природу с семьями, с детьми и т.д.
Для чего выступали на Дне открытых дверей?
— Мы 4 год подряд выступаем на этом мероприятии. В первый раз оказались по приглашению дирекции аэропорта. Для нас это одно из самых важных выступлений в сезоне. Два пилота из нашей группы родились и выросли в Воронеже. Здесь потрясающая атмосфера, тёплый прием.
Есть ли конкуренция с другими пилотажными группами, например, с выступавшими на празднике?
— Конкуренции, конечно же, нет. Мы очень хорошо и давно общаемся с группой «Первый полёт». Я лично слежу за выступлениями с создания этой группы. Более того, её ведущий — Александр Михайлов — мой первый инструктор. Человек, который привёл меня в мир малой авиации. И так вот получилось, что и он, и я теперь ведущие небольших пилотажных групп.
Что считаешь своим главным достижением и какие цели ставишь в будущем?
— То, что нам удалось создать группу, собрать коллектив единомышленников, которые всё своё свободное время посвящают работе в команде. То, что группу узнают, приглашают на различные мероприятия по всей России. Про цели: есть несколько площадок, на которых очень бы хотелось выступить. Одна из них это парк Горького в Москве (к сожалению, закрытая зона для полетов) и несколько зарубежных площадок. В планах добавить в группу пилотажный самолёт для солиста. Сейчас он проходит все необходимые процедуры по получению сертификата лётной годности, и в следующем году, я надеюсь, мы задействуем его в нашей новой программе.
Читать все комментарии