Почему Воронеж так и не стал вторым Сталинградом

Немцы считали, что захват Воронежа — это конец войны, а советские историки, наоборот, принижали значение нашего города в Великой Отечественной 

28.06.2020 17:40
МОЁ! Online
24

Читать все комментарии

Войдите, чтобы добавить в закладки

15524
  

В эти дни мы отмечаем 78-ю годовщину с начала сражения за Воронеж — одной из самых противоречивых и до последнего времени несправедливо недооценённых страниц в истории Великой Отечественной войны. 

За всю войну было только два города, где линия фронта проходила через сам город, — Сталинград и Воронеж. При этом оборона Воронежа, длившаяся с 28 июня 1942-го по 25 января 1943-го, по продолжительности превзошла оборону Сталинграда (212 дней против 201). Но Сталинград — город-герой, оборона которого переломила ход всей войны. А понятия «битва за Воронеж» в советских книгах по истории Второй мировой войны вообще не существовало. Воронеж упоминался лишь как географический ориентир при описании ряда операций: Воронежско-Ворошиловградской (июнь — июль 1942 г.), «Малый Сатурн» (декабрь 1942 г.), Острогожско-Россошанской (январь 1943 г.), Воронежско-Касторненской (январь — февраль 1943 г.). 

В чём причины такого незаслуженного принижения заслуг Воронежа? Как воронежское сражение реально повлияло на исход Великой Отечественной? И почему фашисты так хотели взять наш город, называя его захват «концом войны»? Обо всём этом поговорим в сегодняшнем материале.

«Голубое» нашествие

Своим наступательным операциям фашисты любили давать названия цветов. У них были операции Wei («Белая»), Gelb («Жёлтая»), Grun («Зелёная»), Rot («Красная»). Летнюю наступательную кампанию 1942 года на юг России, частью которой был захват Воронежа, они назвали Blau («Голубая»). Наступление на Воронеж изначально было намечено на 27 июня 1942 года, но фашисты испугались прогноза погоды, который обещал в тот день ливни и летние грозы, что могло помешать немецкой авиации люфтваффе. В итоге наступление перенесли на 28 июня.

Силы наших бойцов и захватчиков были неравны, и 6 июля немцы вошли в Воронеж. А уже 7 июля командовавший наступлением барон Максимилиан фон Вейхс объявил солдатам об окончательном захвате Воронежа. Правда, фашистский военачальник поторопился. В тот же день был создан Воронежский фронт под командованием Николая Ватутина (его именем названа улица в районе политеха), штаб которого разместился в Анне. 

На улицах Воронежа завязались кровавые бои, которые длились более 200 дней. Совинформбюро в течение нескольких недель не решалось сообщить стране страшную правду о бьющемся городе, заменяя её словами «упорные бои в районе Воронежа».

Самый непокорный город Европы

Воронеж стал единственным городом Европы, где во время оккупации немцам не удалось установить свою администрацию и назначить бургомистра. На призывы гитлеровцев записываться в полицию не пришёл ни один человек.

Взять левый берег реки Воронеж (водохранилище появилось только в 1972 году) немцы так и не смогли. Левый берег был важен гитлеровцам, чтобы перерезать железную дорогу на юг (железнодорожные пути тянулись через Отрожку) и в дальнейшем беспрепятственно продолжить наступление своих войск на восток страны. В некоторых исторических документах упоминается, что однажды фашистам всё же удалось переправиться на левый берег Воронежа южнее города, но при продвижении в сторону центра их пехотный полк напоролся на истребительный батальон Красной армии и был разбит. 

Освободить город от оккупантов советские войска смогли только в январе 1943 года благодаря Воронежско-Касторненской наступательной операции, в которой участвовали 38-я, 40-я и 60-я армии Воронежского фронта, а также армия Брянского фронта и подразделения двух воздушных армий. Наступление советских войск началось утром 24 января 1943 года, и, хотя боевые действия продлились до 2 февраля, уже утром 25 января на балконе гостиницы «Воронеж» (ныне — площадь Ленина, 8, дом с башенкой и часами) советские солдаты 60-й армии водрузили символическое красное знамя освобождения.

Почему немцам так нужен был Воронеж?

Листовки, выпущенные перед походом на Воронеж для солдат немецкой армии, призывали: «Солдаты! За два года войны вся Европа склонилась перед вами. Ваши знамёна прошелестели над городами Европы. Вам осталось взять Воронеж. Вот он перед вами. Возьмите его, заставьте склониться. Воронеж — это конец войны. Воронеж — это отдых. Вперёд!»

Чем же Воронеж так стратегически привлекал войска вермахта? Немецкий военный корреспондент Густав Штебе в брошюре «Штурм и оборона Воронежа» писал: «Каждый немецкий солдат, сражавшийся здесь, понимал, почему именно эти рубежи должны быть удержаны. Здесь находился опорный пункт для стремительных наступательных операций на Кавказ, Сталинград, опорный пункт, который должен был прикрывать эти операции». 

— Главной целью летней кампании 1942 года для немцев был захват нефтяных районов Грозного и Баку: блицкриг провалился, а ресурсов для продолжения войны — заправки самолётов, танков и другой техники — не хватало, — рассказывает воронежский историк Сергей ФИЛОНЕНКО. — На пути к Кавказу в начале операции «Блау» планировалось окружить основные силы советских фронтов в Придонье и районе Воронежа и создать котёл по типу киевского. В окружение должны были попасть около полумиллиона советских солдат и офицеров. 

Но советское командование сумело очень быстро отвести войска из-под Курска за Дон. Немцы писали: «Мышеловка захлопнулась, но котёл оказался пуст». Количество советских пленных исчислялось 30 — 40 тысячами. По мнению Сергея Филоненко, это был главный провал гитлеровцев, так как отступившие составили больше половины войск Сталинградского фронта. 

Почему Сталин, зная о готовящемся наступлении на Воронеж, ничего не предпринял, и почему нашему городу так и не дали звание "Город-герой", читайте в полной версии материала в "МОЁ! Плюс".

Подписывайтесь на «МОЁ! Online» в «Дзене». Cледите за главными новостями Воронежа и области в Telegram-канале, «ВКонтакте», «Одноклассниках», TikTok, и YouTube.